Деловая игра как форма контекстного обучения иностранному языку

Педагогика » Контекстный подход в обучении иностранному языку » Деловая игра как форма контекстного обучения иностранному языку

Страница 1

Деловая игра, по определению А. А. Вербицкого, является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, которая несёт в себе черты как учебной, так и будущей профессиональной деятельности.В отличие от дискуссионных и тренинговых методов, в рамках деловой игры предоставляется возможность направленного обеспечения обучаемого эффективными средствами для решения задач, задаваемых в игровой форме, но воспроизводящих весь контекст значимых элементов профессиональной деятельности. Таким образом, деловая игра служит прежде всего «инструментом» развития теоретического и практического мышления специалиста. Игровой цикл состоит из трех этапов: разработка и подготовка игры, проведение игры и подведение итогов (анализ игры и ее результатов). Многими преподавателями иностранного языка в школе отмечается, что с помощью деловой игры усвояемость новых знаний достигает 90%. Поэтому обучение методике организации и проведения деловых игр представляется нам важным для студентов факультетов иностранных языков педагогических университетов. Следует отметить, что главной отличительной чертой деловой игры является выработка какого-либо решения на основе суммированных данных. Решение всегда вырабатывается коллегиально т.е. в ходе совместной групповой работы учащихся.

Наиболее характерные черты деловой игры: 1. Распределение ролей между участниками игры. 2. Различие ролевых целей при выработке решений. 3. Взаимодействие учащихся, исполняющих те или иные роли. 4. Наличие общей цели у всего игрового коллектива. 5. Коллективная выработка решений участников игры. 6. Реализация в процессе «цепочки решений». 7. Альтернативность решений. 8. Наличие управляемого эмоционального напряжения. 9. Наличие разветвленной системы индивидуального и группового оценивания участников игры.

Деловая игра рассматривается как динамическая система. Решение, принимаемое участниками игры на основе исходной информации, воздействует на модель объекта управления, вызывая изменение его исходного состояния. Это измененное состояние находит отражение в игровом комплексе и в деятельности учащихся. Рассмотрим примеры «цепочки решений»

Пример: все учащиеся представляют собой «школу стюардесс». Им необходимо найти оптимальную схему рассказа о любом городе мира. Уже пройдена тема «Moscow» и учащиеся в монологической форме рассказали о столицах англоязычных стран. Задача, стоящая перед учителем - научить учащихся пользоваться своими знаниями свободно и творчески. В решении данной задачи учителем четко прослеживаются 4 этапа: I этап. Подготовка. Повторение.

Учащиеся, работая в группах, определяют общие и наиболее характерные черты тех столиц, которые уже были пройдены, работая с текстами. Каждая группа составляет краткий отчет по каждой столице. В слабых классах учащимся предлагается готовый лист, из которого необходимо выбрать нужные черты той или иной столицы.

II этап. Структурирование материала.

После выполнения предыдущего задания каждая группа рисует, составляет свой лист опорных сигналов.

III. этап. Обобщение.

Один из участников группы представляет свой лист опорных сигналов и рассказывает по нему об одном из крупнейших городов мира ( которые в школе не изучались). После этого учитель предлагает учащимся составить рассказ о провинциальном городке области, районного центра. IV этап. Творческий

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Взаимосвязь политехнического образования и профессиональной ориентации школьников
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду в народном хозяйстве страны - задача первостепенной важности. В этой связи проблема выбора профессии молодежью занимается значительное место во всей работе средней общеобразовательной школы. Вопрос «Кем быть ...

Требования к личности школьника при переходе на вторую ступень общего образования в аспекте психологической готовности
В последние годы в педагогической и психологической литературе так много говорится о сложностях перехода младшего школьника в среднюю школу, что этот период стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9—10 лет, порождающий серьезные п ...

Разделы