Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте

Страница 2

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в тoже время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

Понятие «игра», как и любой сложный феномен человеческого существования, не может быть четко определено или выражено через другие понятия. Несмотря на то, что существует несколько родственных игре видов деятельности например, отдых или развлечение игра вряд ли определима через их комбинацию, так же как и через очевидную пpoтивоположностъ – работу. Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и достигает в дошкольном возрасте своего высшего уровни. Изучение развития ролевой игры интересно с разных точек зрения: во-первых, при таком исследовании глубже раскрывается сущность игры; во-вторых, раскрытие взаимосвязи отдельных структурных компонентов игры в их развитии может помочь в педагогическом руководстве, в формировании этой важнейшей деятельности ребенка.

Игра – есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – эго особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Усвоение ребенком функциональных связей и отношений между предметами осуществляется постепенно, и, соответственно, все более усложняется структура игровой деятельности.

Отечественная дошкольная педагогика накопила большой опыт организации и руководства играми детей всех возрастных групп дошкольного периода развития. В результате многолетних наблюдений, специальных педагогических исследований и изучения опыта руководства накоплены данные об особенностях игр детей разных возрастных групп. Эти особенности выделенные педагогами-исследователями носят комплексный характер и могут служить отправными ориентирами в исследовании развитии ролевой игры. Приведем лишь несколько примеров обобщения этих данных.

Аркин Е.А. указывает на пять основных линий развития игры:

a) от малолюдных группировок ко все более многолюдным;

б) от неустойчивых группировок ко все более устойчивым;

в) от бессюжетных игр к сюжетным;

г) от ряда не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающемуся сюжету;

д) oт отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни.

П.А. Рудик в дополнение к перечисленным особенностям развития указывает на ряд новых симптомов. Это:

1) изменение характера конфликтов у старших по сравнению с младшими;

2) переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованны и взаимодействие детей организовано на основе взятых на себя ролей;

3) изменение характера стимуляции игры, которая в младшем возрасте возникает под влиянием игрушек, а в старшем под влиянием смысла независимо от игрушек;

4) изменение характера роли, которая сначала носит обобщенный характер, а затем все больше наделяется индивидуальными чертами и типизируется.

П.А. Рудик указывает и на ряд психологических особенностей игры, вскрывая как бы второй, более глубокий слой развития. По этой связи отметим указание П.А. Рудика на развитие мотивов игры, которые в младшем возрасте носят процессуальный характер. По мысли П.А. Рудика, в этих несложных по своему содержанию играх смысл их для детей именно в самом процессе действия, а не в том результате, к которому это действие должно привести. В среднем дошкольном возрасте роли имеют в этих играх главное значение, и интерес игры для детей заключается в выполнении тойили другой роли; в старшем возрасте детей интересует не просто та или другая роль, но и то, насколько хорошо она выполняется, повышается требовательность к правдивости и убедительности выполнения роли. Эти особенности, по мнению автора, являются существенными и определяют собой все другие. В описаниях П.А. Рудика имеется попытка связать появление новых симптомов с развитием мотивов, в частности с переходом от процессуальности к сюжетности, к выполнению роли, однако связь эта никак не объяснена.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Графические редакторы
Графический редактор – это прикладная программа, позволяющая рисовать на экране дисплея различные рисунки, графики, неложные чертежи, технические схемы и др., записывать их на дискету для долговременного хранения, получать их распечатки на бумаге. С помощью с ...

Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных способностей детей
школьник ученик мышление неуспеваемость Игры и упражнения на развитие мышления Игра «Что дальше». Цель: развитие логического мышления. Ход игры: детям предлагается нарисовать недостающие детали. Задание активизирует такие мыслительные операции, как анализ, си ...

Разделы