Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте

Страница 4

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей.

«Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, – это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти.»

В дошкольном возрасте этой идеальном формой становиться мир взрослых людей. Как утверждает Д.Б. Эльконин: «Взрослый выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений».

Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, потому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать отношения, включиться в уже смоделированные отношения и действовать внутри этой модели, – это сюжетно – ролевая игра.

Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, который никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят; моделирующий характер. «Сущность всякого моделирования, считал Д.Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки».

По мнению Д.Б. Эльконина, у ребенка имеется тенденция активно входить в жизнь. На почве этой тенденции и возникает игра. Единицей, центральным моментом игры является роль, которую берет на себя ребенок. Самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. Игровые действия – это действия со значениями, они носят изобразительный характер. В детской игре происходит перенос значений с одного предмета па другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, которыми не закреплено никакого действия.

В игре нужен товарищ, если нет товарищи, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку. Эволюция действия, по Д.Б. Эльконину, проходит следующий путь: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих действий.

В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий, Итак, игра, как утверждает Д.Б. Эльконин, – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности.

Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно – практической деятельности определенные правила.

В.М Астапов выделяет следующие компоненты сюжетно-ролевой игры: содержание, роли, игровые действия, игровые компоненты и отношение к партнеру.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе обучения иностранному языку
Работа педагога всегда очень сложный процесс. И в настоящее время, когда престиж все торговые падает значительно усложняет. В сфере искусства круг проблем, стоящих перед учителем, особенно широк, отсюда есть особой сложности нашей торговли. Вся наша деятельно ...

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи различного генеза неоднократно являлась предметом специального изучения. Под общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают комплек ...

Разделы