Эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Педагогика » Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Страница 1

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Игра требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, то есть видения предметов в соответствии с принятой ролью. В игре ребенка формируется социальная ориентация, требующая согласования своей точки зрения с точкой зрения других играющих. При недостаточной сформированности ведущей игровой деятельности нарушается становление ряда психических свойств и качеств ребенка, способствующих приобретению знаний, умения и навыков.

Как отмечает Д.Б. Эльконин, в игре аномального ребенка всегда присутствует воображаемая ситуация, которая и oтличается от простого предметного манипулирования. Игровое поведение таких детей указывает на трудности, или наоборот, легкость создания ими воображаемой ситуации.

Таким образом, представляется интересным провести массовую диагностику развития и особенностей игровой деятельности у детей с ЗПР.

1. Наблюдение за игровой деятельностью детей по методике В.М. Астапова.

Диагностика проходит следующим образом. Необходимо анализировала игру, сохраняя позицию стороннего наблюдателя. Невмешательство взрослого в детскую игру позволило увидеть картину детских взаимоотношений без искажения. В этом случае характер протекания игры определяется только собственной активностью детей, что оправдывает выбор данною метода исследования.

Исходя из положения, что детская игра носит творческий и самодеятельный характер, авторы программы делают акцент при определении уровня развития игровой деятельности на изучение сюжетной игры и игры с правилами, так как они являются основными видами игровой деятельности дошкольников.

Для определения уровня игровой деятельности невозможно задать жесткие критерии, но есть ряд признаков, в совокупности позволяющих примерно отнести игру ребенка к одному из трех уровней – высокому, среднему, низкому.

Уровень активности детей в сюжетно-ролевой игре оценивается на основе количественных (балльных) показателей: от 0 до 10 баллов, где 0 баллов является показателем низкой игровой активности ребенка. 10 баллов-высокая игровая активность.

Низкий уровень 0–3 балла

Сюжеты игры однообразны по содержанию и стереотипны, создают впечатление бесконечного движения по кругу в рамках привычных ролевых действий и взаимодействий. Не только не продуцируют новые сюжетные идеи, но и не подхватывают идеи других; очень затруднено соединение разных смысловых полей (комбинирование в сюжете событий из разных смысловых сфер). В игре-придумывании со взрослыми и сверстниками малоактивен, в основном, повторяет фрагменты повествования, предложенные партнерами.

Средний уровень 4–7 балла

Развертывает, в основном, привычные сюжеты (небольшой круг тематики), часто весьма изощренно, с детализацией ролевых действий и отношений, активно использует ролевую речь – с партнерами и куклами. Откликается на инновации других, может встроиться в игру сверстников, найти место в общем смысловом поле, двигаться вслед за более активным партнером, но сам инициативно не стремится прорвать привычный «круговой» сюжет. В игре-придумывании со взрослым, вслед за ним может вносить инновации и развертывать новую последовательность событий, но часто приходит в тупик при необходимости согласовывать свои предложения с предложениями участников-сверстников Склонен к отторжению замысла другого, нежели к его ассимиляции из-за трудностей комбинирования разных событий в единую новую сюжетную линию 0–3 балла.

Высокий уровень 8–10 баллов

Развертывает разнообразные сюжеты (индивидуально и со сверстниками), свободно комбинируя события и персонажей из разных смысловых сфер. С одинаковой легкостью развертывает сюжет через роли (ролевые взаимодействия). Может быть инициатором игры-фантазирования со сверстниками. Легко находит смысловое место в игре сверстников, подхватывает и развивает их замыслы, подключается к их форме игры. Часто бывает инициатором игры с 3–4 сверстниками, умеет внятно изложить им замысел, предложить всем подходящие роли. С легкостью участвует в игре-придумывании со взрослыми и сверстниками, внимателен к идеям партнеров, умеет их учесть и предложить свои, чувствителен в рассогласованиям в общем сюжете, преодолевает их посредством предвосхищающего планирования событий.

Для снижения субъективизма наблюдения использовался метод экспертных оценок.

Методика «Изучение игровых предпочтений»

Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы для беседы.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Обязательный минимум содержания учебников для 1-4 классов по курсу «ОБЖ»
Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования определяется в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального обще­го, основного общего и среднего (полного) об­щего образования по ОБЖ и должно со ...

Эстетическое воспитание как средство развития разносторонней личности ребёнка
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т. Лихачёв). Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и де ...

Разделы