Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных способностей детей

Педагогика » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников » Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных способностей детей

Страница 1

школьник ученик мышление неуспеваемость

Игры и упражнения на развитие мышления

Игра «Что дальше».

Цель: развитие логического мышления.

Ход игры: детям предлагается нарисовать недостающие детали.

Задание активизирует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, а также внимание.

Подобные задания могут быть использованы родителями в занятиях.

Развитие абстрактно-логического мышления.

Упражнение «Что это?»

Цель: формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов.

Образец: Автомобиль ездит на бензине или другом топливе, трамвай, троллейбус или электричка двигаются от электричества. Все вместе – это «транспорт». Увидев незнакомый транспорт, спрашивают: Что это? Почему?

Подобные упражнения проводят и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения и т.д.

Упражнение способствует обогащению словарного запаса.

Упражнение «Что длиннее?»

Цель: формировать умение отделять форму с понятия от его содержания.

Например: ребёнку задают вопрос: Что длиннее? (Короче? Больше? Меньше?) Почему?

Примеры: карандаш или карандашик? Удав или червячок? Хвост или хвостик?

Упражнение «Найди пару».

Цель: формирование умения устанавливать связи между понятиями.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход упражнения: Ребёнку предъявляется пара слов, находящихся в определённых отношениях. К другому слову надо подобрать из группы слов одно, что бы получилась такая же пара.

Каждое задание необходимо разбирать с ребёнком для формирования устойчивого и последовательного умения устанавливать логические ассоциации.

Примерные виды заданий:

лошадь – жеребёнок

картофель – … (курица, огород, капуста, суп, шелуха)

ложка – каша

вилка – … (масло, нож, тарелка, мясо, посуда)

коньки – зима

лодка – … (лёд, каток, весло, лето, река)

ухо – слышать

зубы – … (видеть, лечить, рот, щека, жевать)

собака – шерсть

щука – … (овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя)

пробка – плавать

камень – … (пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик)

чай – сахар

суп – … (вода, тарелка, крупа, соль, ложка)

дерево – сук

рука – … (топор, перчатка, нога, работа, палец)

дождь – зонтик

мороз – … (палка, холод, сани, зима, шуба)

Упражнение «Найди главное».

Цель: формировать умение выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении ряда однотипных задач.

Ход упражнения: учитель (родители) зачитывают ребёнку ряд слов. Первое слово основное. Ребёнок должен выбрать только два, обозначающих главные признаки основного слова, без которых предмет существовать не будет. Другие слова тоже имеют отношение к основному, но они не главные.

Каждое из предлагаемых слов подробно разбирается.

Примерные задания:

сапоги – шнурки, подошва, каблук, молния, голенище.

Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Город – автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед.

Сарай – сеновал, лошади, крыша, скот, стены.

Куб – сторона, чертёж, углы, камень, дерево.

Деление – класс, делимое, карандаш, делитель, бумага.

Игра – карты, игроки, штрафы, наказания, правила.

Чтение – глаза, книга, картинка, печать, слово.

Война – самолёт, пушка, сражение, ружья, солдаты.

Упражнение позволяет целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создать определённый уровень абстрагирования.

Упражнение «Пословицы».

Цель: формировать способность оперировать смыслом.

Ход упражнения: зачитывается пословица, ребёнок должен подобрать фразу, отражающую смысл пословицы. Каждую пословицу и фразу необходимо разбирать.

Оборудование: карточки с пословицами или их запись на доске.

Примерные задания:

Семь раз отмерь – один отрежь.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Особенности педагогической деятельности в начальной школе в Германии
Обучение в школах Германии начинается с шестилетнего возраста, которое обязательно для всех детей. В начале года (январе-феврале месяце) с детьми, которые пойдут в первый класс, проводится собеседование, во время которого выясняется готовность ребенка к школе ...

Влияние семейных взаимоотношений на воспитание детей
На характер семейного воспитания важное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры. "Семейные взаимоотношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в харак ...

Разделы