Эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Педагогика » Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Страница 2

Проведение исследования. Индивидуально беседуют с детьми 2–7 лет по вопросам:

1. Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?

2. В какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?

3. Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?

4. Кем ты бываешь в играх? Кем ты чаше всего бываешь в играх и почему?

5. Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть?

6. Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл?

7. С кем ты чаще всего играешь и почему?

В беседе необходимо добиваться развернутых ответов и их объяснений.

Обработка данных.

Ответы детей сопоставляют с наблюдением за игрой ребенка. Делают вывод о предполагаемых и реально предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками.

3. Методика «Последовательные картинки»

Цели исследования

Изучение способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Оборудование.

Рисунок из четырех последовательных изображений. Картинки вырезаются по линиям.

Процедура проведения.

Перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут четыре картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20–30 сек. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом». Если ребенок не начинает работу, уточняют: «Что сначала делала девочка? Положи эту картинку сюда, первой»; «А что потом?». После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ.

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого описания до развернутого рассказа. Некоторые дети вносят в рассказ элементы собственного опыта или наблюдений.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображенных событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах. Затрудняются в составлении развернутого рассказа.

Обработка результатов.

Картинки разложены по порядку с первого раза-3 балла.

Картинки разложены правильно, ноне с первого раза, потребовалось дополнительная стимулирующая и организующая помощь-2 балла.

При раскладывании картинок допущена ошибка в последовательности действий, но при стимулирующей помощи ошибка исправлена-1 балл.

При раскладывании картинок допущена ошибка, и даже при стимулирующей помощи ребенок ее не видит-0,5 балла.

Ребенок не понял задания-0 баллов.

Рассказ составлен правильно с первого раза-3 балла.

При составлении рассказа ребенок затруднялся в выборе слов, но смог найти слова, используя наводящие вопросы-2 балла.

Рассказ составить не смог, ограничился перечислением предметов или действий – 0,5 балла.

Не понял задания-0 баллов.

4. Пробы на понимание речи

Цель. Определение способности понимания логико-грамматических конструкций.

Стимульный материал: сюжетные картинки.

Инструкция. «Покажи картинки».

Ход выполнения. Ребенку предлагают рассмотреть картинки и выбрать подходящие по инструкции.

Обработка результатов. За каждое правильно выполненное задание выставляются баллы.

Правильно соотнес картинку с первого повторения фразы-2 балла;

Правильно соотнес картинку после однократного повторения- 1 балл.

Ошибки в понимании конструкции, многократная необходимость повторения – 1,5 балла.

Хаотичное манипулирование картинками, возможно, не понял задание – 0 балла.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Формирование словаря глаголов
Найти лишнее слово среди глаголов. Думать, ехать, размышлять, соображать. Бросился, ринулся, накинулся, слушал. Ненавидеть, презирать, наказывать. Приехал, прибежал, укатился, приплыл. Выбежал, вошел, вылетел, выскочил. Налил, насорил, вылил. Подбежал, вошел, ...

Деловая игра как форма контекстного обучения иностранному языку
Деловая игра, по определению А. А. Вербицкого, является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. В делов ...

Разделы