Эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Педагогика » Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Страница 2

Проведение исследования. Индивидуально беседуют с детьми 2–7 лет по вопросам:

1. Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?

2. В какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?

3. Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?

4. Кем ты бываешь в играх? Кем ты чаше всего бываешь в играх и почему?

5. Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть?

6. Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл?

7. С кем ты чаще всего играешь и почему?

В беседе необходимо добиваться развернутых ответов и их объяснений.

Обработка данных.

Ответы детей сопоставляют с наблюдением за игрой ребенка. Делают вывод о предполагаемых и реально предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками.

3. Методика «Последовательные картинки»

Цели исследования

Изучение способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Оборудование.

Рисунок из четырех последовательных изображений. Картинки вырезаются по линиям.

Процедура проведения.

Перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут четыре картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20–30 сек. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом». Если ребенок не начинает работу, уточняют: «Что сначала делала девочка? Положи эту картинку сюда, первой»; «А что потом?». После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ.

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого описания до развернутого рассказа. Некоторые дети вносят в рассказ элементы собственного опыта или наблюдений.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображенных событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах. Затрудняются в составлении развернутого рассказа.

Обработка результатов.

Картинки разложены по порядку с первого раза-3 балла.

Картинки разложены правильно, ноне с первого раза, потребовалось дополнительная стимулирующая и организующая помощь-2 балла.

При раскладывании картинок допущена ошибка в последовательности действий, но при стимулирующей помощи ошибка исправлена-1 балл.

При раскладывании картинок допущена ошибка, и даже при стимулирующей помощи ребенок ее не видит-0,5 балла.

Ребенок не понял задания-0 баллов.

Рассказ составлен правильно с первого раза-3 балла.

При составлении рассказа ребенок затруднялся в выборе слов, но смог найти слова, используя наводящие вопросы-2 балла.

Рассказ составить не смог, ограничился перечислением предметов или действий – 0,5 балла.

Не понял задания-0 баллов.

4. Пробы на понимание речи

Цель. Определение способности понимания логико-грамматических конструкций.

Стимульный материал: сюжетные картинки.

Инструкция. «Покажи картинки».

Ход выполнения. Ребенку предлагают рассмотреть картинки и выбрать подходящие по инструкции.

Обработка результатов. За каждое правильно выполненное задание выставляются баллы.

Правильно соотнес картинку с первого повторения фразы-2 балла;

Правильно соотнес картинку после однократного повторения- 1 балл.

Ошибки в понимании конструкции, многократная необходимость повторения – 1,5 балла.

Хаотичное манипулирование картинками, возможно, не понял задание – 0 балла.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Психолого-педагогическая компетенция
Первый блок включает дисциплины психологии и педагогики, вооружает будущих учителей знаниями психологии, умениями отслеживать возрастные и индивидуальные особенности в развитии и формировании социальной активности личности подростка, что, естественно, служит ...

Понятие внимание
Вниманием называется сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах. Оно является важным условием ясности и отчетливости восприятия и понимания человеком предметов и явлений в отношении между ними. Сосредоточенность сознания – качественно ...

Разделы