Дифференциация обучения младших школьников на различных этапах урока математики

Педагогика » Дифференциация как один из основных подходов к изучению математики младшими школьниками » Дифференциация обучения младших школьников на различных этапах урока математики

Страница 1

Не обязательно вводить дифференциацию на всех этапах урока. Это требует от учителя большой по объёму подготовки к уроку и, кроме того, не всегда даёт необходимый эффект. Учитель определяет, нужна ли дифференцированная работа в зависимости от типа урока, особенностей его содержания, конкретных задач этапа урока.

Тем не менее индивидуализация и дифференциация возможны на разных этапах урока, поэтому мною были рассмотрены некоторые приёмы её организации:

- на этапе устного счёта;

- на этапе ознакомления с новым материалом;

- при подборе домашних заданий.

- Дифференциация на этапе устного счёта

Как правило, устный счёт проводится фронтально. Если использовать дифференцированный подход к учащимся, то необходима организация групповой ( чаще парной ) и индивидуальной работы.

1.Работа в парах

Используется взаимный опрос. Дети в парах по очереди предлагают друг другу задания для устных вычислений. Карточки с дифференцированными заданиями учитель даёт или дети готовят их дома. На карточках должны быть предусмотрены какие – либо опоры для взаимоконтроля, например даны правильные ответы. Особенно полезен такой приём при отработке таблиц сложения и умножения. Например, при изучении таблицы умножения дети записывают на индивидуальных карточках. На уроках ученики работают в парах, обмениваясь карточками и опрашивая друг друга с их помощью. Те табличные случаи, которые сосед по парте знает ещё не очень хорошо, нужно подчеркнуть карандашом в его карточке. Дома ученики снова повторяют таблицу, обращая особое внимание на подчёркнутые примеры. На следующем уроке снова проводится взаимоопрос, в который включаются в первую очередь те табличные случаи, которые были подчёркнуты на предыдущем уроке. Таким образом устный счёт становится индивидуализированным.

2. Индивидуальная работа.

Для её организации на этапе устного счёта можно использовать карточки с вырезанными окошечками (перфокарты), в которые вписываются только ответы, отдельные цифры, знаки < , >, =, знаки арифметических действий и т.д.

Перфокарты подбираются индивидуально или для определённой группы детей. Используются разные варианты работы:

- для большей части класса проводится фронтальный устный счёт, отдельные дети работают на перфокартах;

- все дети работают на индивидуализированных перфокартах;

- учащиеся самостоятельно работают на перфокартах, подобранных для каждой группы детей.

Пример работы с перфокартой.

Рис. 1. Сравнение величин

Обычно на одной перфокарте даётся 5 – 10 примеров. Одна и таже перфокарта используется многократно, так как предлагается для работы разным ученикам на разных уроках.

- Дифференциация при ознакомлении учащихся с новым материалом

На уроках математики ознакомление с новым материалом обычно включает в себя три этапа:

1. Подготовка к усвоению нового материала (актуализация знаний и опыта учащихся).

2. Изучение нового материала (восприятие и осмысление учащимися нового материала, обобщение способа действий).

3. Первичное закрепление нового материала.

Дифференцированный подход к учащимся может использоваться на каждом из этапов, хотя он не является обязательным требованием к ознакомлению с новым материалом. Ниже рассмотрены приёмы, наиболее распространённые для каждого этапа.

Подготовка к усвоению нового материала

На уроках математики актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала, проводится чаще всего на основе выполнения практических упражнений. Поэтому можно использовать способы дифференциации, описанные ниже.

1. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

Одни ученики выполняют подготовительные упражнения самостоятельно, а другие под руководством учителя.

2. Дифференциация заданий по уровню творчества или уровню трудности.

Учащимся с высокой обучаемостью предлагаются подготовительные упражнения более сложного характера или творческие.

3. Дифференциация по объёму учебного материала. Подготовительные упражнения даются для самостоятельной работы, они состоят из основного и дополнительного заданий. Основное задание нужно обязательно проверить при фронтальной работе учителя с классом.

Если учитель хорошо знает, какие проблемы имеются в знаниях каждого ребёнка, он может предложить разным группам учащихся разные упражнения для подготовки к усвоению нового. Возьмём например, ознакомление с любым вычислительным приёмом, подготовка включает:

· Актуализацию теоретических знаний (теоретической основы вычислительного приёма, в качестве которой используются правила, свойства арифметических действий, связь между компонентами и результатами арифметических действий, нумерационные знания и др.);

· Отработку всех операций, входящих в вычислительный приём (обычно в качестве операций выступают ранее изученные вычислительные приёмы, иногда требуется умение заменять число суммой удобных или разрядных слагаемых).

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Разделы