Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Необходимо создать благоприятные условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. «Только такой подход делает возможным полноценную реализацию развивающей и воспитывающей функций обучения, то есть обеспечивает его гуманизацию».
Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. При традиционной организации учебного процесса учитель зачастую вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей.
Обучение должно быть, по выражению Ш.А. Амонашвили, «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода к школьникам. Следует ориентироваться на индивидуально – психологические особенности учеников, включать в работу с ними специальные способы и приёмы, соответствующие их индивидуальным особенностям.
Один из путей реализации индивидуального подхода к детям – дифференциация обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, то есть характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться применительно к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход к учащимся называется дифференцированным. Он не исключает индивидуальной работы с отдельными учениками.
Актуальность темы: «Дифференциация как один из основных подходов к изучению математики младшими школьниками» обусловлена важностью учёта учителем начальных классов индивидуальных особенностей и способностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике.
Целью исследования является обоснование значимости использования дифференцированного подхода при обучении математике в начальной школе.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования - дифференцированный подход в процессе обучения математике в начальной школе.
В соответствии с целью исследования был определен ряд задач:
1. Дать определение дифференциации и рассмотреть основные способы дифференцирования;
2. Рассмотреть дифференциацию обучения на различных этапах урока;
3.Провести экспериментально – исследовательскую работу по определению значимости использования дифференцированного подхода в процессе обучения математике младших школьников.
В ходе рассмотрения данной тематики были применены следующие методы исследования:
1. Теоретические – анализ психолого-педагогической и математической литературы.
2. Эмпирические – наблюдение, беседа, тестирование, анализ деятельности детей.
3. Математические – определение количественных и качественных показателей эффективности проводимого эксперимента.
Этапы исследования:
1. Теоретический – изучение психолого-педагогической и математической литературы, а также планирование экспериментального исследования (октябрь – декабрь 2007).
2. Практический - проведение экспериментального исследования (на базе МОУ ООШ №1 во 2 «А» классе (январь – февраль 2008).
3. Аналитический - количественная и качественная обработка фактического материала, оформление в виде квалификационной работы (март – апрель 2008).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 22 источника, приложения.
Другие статьи:
Семинарские занятия в системе контекстного обучения
При сложившейся системе вузовского обучения усвоение знаний, выработка умении и навыков осуществляется на двух уровнях. С помощью лекций или самостоятельной работы студентов организуется усвоение знаний на первом уровне - первоначальное знакомство с учебным м ...
Сущность активизации познавательной деятельности
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею, при этом овладеть иностранным языком невозможно без активной речевой деятельности. Активно управляемый процесс ...