Дифференциация как один из основных подходов к изучению математики младшими школьниками

Педагогика » Дифференциация как один из основных подходов к изучению математики младшими школьниками

Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Необходимо создать благоприятные условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. «Только такой подход делает возможным полноценную реализацию развивающей и воспитывающей функций обучения, то есть обеспечивает его гуманизацию».

Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. При традиционной организации учебного процесса учитель зачастую вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей.

Обучение должно быть, по выражению Ш.А. Амонашвили, «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода к школьникам. Следует ориентироваться на индивидуально – психологические особенности учеников, включать в работу с ними специальные способы и приёмы, соответствующие их индивидуальным особенностям.

Один из путей реализации индивидуального подхода к детям – дифференциация обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, то есть характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться применительно к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход к учащимся называется дифференцированным. Он не исключает индивидуальной работы с отдельными учениками.

Актуальность темы: «Дифференциация как один из основных подходов к изучению математики младшими школьниками» обусловлена важностью учёта учителем начальных классов индивидуальных особенностей и способностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике.

Целью исследования является обоснование значимости использования дифференцированного подхода при обучении математике в начальной школе.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках математики в начальной школе.

Предмет исследования - дифференцированный подход в процессе обучения математике в начальной школе.

В соответствии с целью исследования был определен ряд задач:

1. Дать определение дифференциации и рассмотреть основные способы дифференцирования;

2. Рассмотреть дифференциацию обучения на различных этапах урока;

3.Провести экспериментально – исследовательскую работу по определению значимости использования дифференцированного подхода в процессе обучения математике младших школьников.

В ходе рассмотрения данной тематики были применены следующие методы исследования:

1. Теоретические – анализ психолого-педагогической и математической литературы.

2. Эмпирические – наблюдение, беседа, тестирование, анализ деятельности детей.

3. Математические – определение количественных и качественных показателей эффективности проводимого эксперимента.

Этапы исследования:

1. Теоретический – изучение психолого-педагогической и математической литературы, а также планирование экспериментального исследования (октябрь – декабрь 2007).

2. Практический - проведение экспериментального исследования (на базе МОУ ООШ №1 во 2 «А» классе (январь – февраль 2008).

3. Аналитический - количественная и качественная обработка фактического материала, оформление в виде квалификационной работы (март – апрель 2008).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 22 источника, приложения.

Другие статьи:

Решение социальных проблем в развитии ребенка
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ильичевская средняя общеобразовательная школа является бюджетным муниципальным образовательным учреждением. Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом школы, Законом РФ «Об образовании», «Типовог ...

Методическая служба как компонент региональной системы повышения квалификации работников образования
Интерес к организации методической деятельности зародился в России давно. В работах И.В. Жуковского, ЛП. Ильенко, С.В. Кульневич, B.C. Лазарева, A.M. Моисеева, Н.В. Немовой, Э.М. Никитина, A.M. Новикова, Г.Н. Поповой, М.М. Поташника, Г.К. Селевко, П.И. Третья ...

Разделы