Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот

Педагогика » Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа » Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот

Страница 4

-гуманистическое отношение к субъектам воспитания, предполагающее отношение к личности школьника как к самоценности, и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности, способной к саморазвитию;

-духовность, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета российского гражданина;

-конкурентоспособность, выступающую специфической особенностью демократического общества, предполагающую формирование соответствующего типа личности индивида , способного к динамичной горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности;

- толерантность, являющуюся одним из важных факторов воспитания в условиях развивающейся демократии в России и предполагающую наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов;

Одной из наиболее важных проблем воспитательной деятельности с учащимися интерната является формирование у них положительной мотивации на усвоение воспитательных воздействий. В связи с этим все большее значение приобретает проблема формирования у школьников необходимых гражданских и личностных качеств на добровольной основе, без принудительного воздействия со стороны системы воспитания.

Условия современного этапа и стратегические цели воспитания ставят новые проблемы, без решения которых невозможно эффективное осуществление процесса формирование личности. К числу наиболее актуальных проблем, требующих разработки их содержания, форм, методов и средств, можно отнести:

- определение степени жесткости системы воспитания в условиях интерната;

- соотношение свободы и принуждения личности в системе воспитания, что при слабом самоконтроле и самоорганизации деятельности личности может снизить эффективность воспитательных воздействий;

- формирование у воспитанников потребности к труду как важнейшей социальной ценности при отсутствии принуждения и недостатка моральных стимулов к нему;

- соотношение воспитания и самовоспитания, выявление факторов повышения мотивации к самовоспитанию;

- наличие природных задатков и необходимость формирования требуемых профессиональных и личностных качеств;

- разработка форм и методов воспитательной работы при формировании ценностных установок у воспитанников интерната.

Под "формой" понимается внешнее выражение какого-либо содержания. "Форма воспитательной работы" -это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.

Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры (Е. В. Титов).

Мероприятия- это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.

Дела - общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

Во избежание возможных трудностей при эффективной работе с воспитанниками интерната можно социальному педагогу придерживаться следующих путей.

Социальному педагогу в своей работе необходимо знать:

-историю личного дела ребенка.

-спокойно обговаривать прошлую жизнь ребенка, если у него есть такая потребность.

-детали отношений ребенка с родственниками (бабушками, дедушками, тетями, дядями, старшими братьями, сестрами).

-заниматься поиском новой семьи.

Социальному педагогу следует принимать все качества ребенка, но необходимо акцентировать внимание ребенка на положительных чертах характера, содействовать развитию индивидуальных способностей. Социальный педагог приобщает детей к участию в разнообразных мероприятиях. Очень важно помочь ребенку быть в ситуации успеха, играя разные социальные роли.

Нужно доверять детям, верить в их возможности. Разнообразие позитивного опыта поможет глубже раскрыть способности ребенка, поверить в свои силы, в способность обучаться разным видам деятельности, повышать самооценку.

Воспитывать у детей-сирот уверенность в своих силах, в нужности их в этом мире; в способности реализовывать свои мечты, стать компетентной личностью в современном мире.

Важно формировать поэтапные установки взаимодействия с обществом: "к людям", "для людей", "вместе с людьми", знать особенности профориентационной работы с детьми-сиротами.

Профориентационная работа проводится с 8 класса, но беседы на эту тему могут проводиться и раньше. После обязательного диагностирования способностей с учетом психоэмоциональной сферы ребенка, также необходимо учитывать современное состояние рынка труда, наличие вакансий, предусматривать заработную плату.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений с помощью игр
Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР), мы пришли к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педаго ...

Способы использования дидактических игр при закреплении материала
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение правил, свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д., так считают 25% опрошенных учителей. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить вниман ...

Разделы