География машиностроения

Страница 5

В период с 1996 года можно наблюдать относительную стабилизацию в численности занятых на предприятиях машиностроения в городе, а на некоторых - даже увеличение этого показателя. Это также отражается на графике, который постепенно выравнивается, а к 1998 году лишь незначительно опускается вниз, свидетельствуя о том, что по отношению к 1997 году число работников снизилось на 600 человек. Этот факт прослеживается и в данных таблицы (Таблица №6) о численности занятых на производстве в различных отраслях машиностроения за 1997-1998 годы. Так, за год численность промышленно-производственного персонала увеличилась в производстве электротехнических машин; оборудования и аппаратуры с 3256 человек в 1997 году до 3600 человек в 1998 году, а в подшипниковой промышленности - с 5060 до 5176 человек. Но за этот же период наибольшее сокращение штатов произошло на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения. Численность занятых уменьшилась на 1124 человека, что составляет около 25% от общего числа работников этой отрасли, и точного машиностроения - на 708 человек.

Таким образом, машиностроительные предприятия Курска полностью обеспечены трудовыми ресурсами. Даже такие вредные производства, как литейные цеха, не испытывают недостатка в рабочей силе, а отрасли точного машиностроения - в квалифицированных кадрах. Снижение численности занятых, характерное для начала 90-х годов, приостановило свои темпы. Наблюдается стабилизация численности занятых, а на некоторых Предприятиях даже увеличение этого числа, что говорит об увеличении объёмов выпускаемой продукции.

Потребительский фактор при территориальной раздробленности природных ресурсов и населения действует в направлении, противоположном сырьевому и топливно-энергетическому. Значимость потребительского фактора усиливается обеспеченностью рабочей силой, поскольку места сосредоточения населения одновременно служат не только источниками трудовых ресурсов, но и потребителями значительного количества промышленной продукции.

Роль своеобразного фокуса играет транспортный фактор, как бы вобравший в себя влияние остальных факторов размещения предприятий машиностроительного комплекса. Следует подчеркнуть, что в машиностроении потребительский фактор оказывает на размещение производства больше влияния, чем сырьевой. Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В этом случае значительно сокращаются транспортные затраты по перевозке металла, машин и оборудования.

Факторы размещения производства оказали различное влияние на развитие в Курске подотраслей машиностроения. Нельзя сказать, что определяющим был какой-то один фактор, т. к. лишь комплексный анализ этого вопроса может показать большую или меньшую роль того или иного фактора.

Аккумуляторная и элементная промышленность получила широкое развитие в городе. Большое влияние на размещение производства оказал потребительский фактор, т. к. область, да и весь Центрально-Чернозёмный район, в связи с интенсивным использованием автомобилей и другой крупной техники испытывает потребность в аккумуляторах и электротехнических элементах. Нельзя недооценивать и тот факт, что город Курск имеет выездное транспортно-географическое положение. Продукция электротехнической промышленности легко транспортируется, поэтому не возникает трудностей с перевозкой изделий в другие области России и также за границу в сопредельную Украину.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Разделы