География машиностроения

Страница 2

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространённых в территориальном отношении отраслей промышленности. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других - его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей. Вместе с тем, практика показывает, что почти во всех экономических районах на месте используется меньшая часть производимых машин и оборудования. Это можно объяснить сравнительно высоким уровнем специализации производства и тем, что машиностроительные предприятия обладают, как правило, очень широкими связями по сбыту готовой продукции.

Машиностроение - необходимое звено любого промышленного комплекса. В районах раннего индустриального освоения (европейская часть России) оно играет большую формирующую роль и в своё время послужило базой для возникновения многих промышленных комплексов, определив их структуру и направление специализации. В восточных районах машиностроение в основном лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых связано с использованием эффективных природных ресурсов.

При территориальной раздробленности сырьевых баз и основных потребителей машин и оборудования районы потребления имеют преимущества в том, что в машиностроении расход сырья на 1 т готовой продукции составляет в среднем 1,3 - 1,5 т, между тем как затраты на транспортировку машины намного выше затрат на транспортировку металла, который был бы использован для её производства. Поэтому даже металлоёмкие производства, выпускающие малотранспортабельную продукцию (особенно если она массовая), часто тяготеют к районам потребления.

Среди факторов, влияющих на территориальную организацию машиностроения, большая роль принадлежит специализации и кооперированию. Развитие специализации выражается здесь не только в обособлении отдельных отраслей, но и в чётком разделении труда между предприятиями внутри отдельно взятой отрасли.

Каждая стадия технологического процесса - заготовка, механическая обработка и сборка - определённым образом локализуется в пространстве. Заготовительные производства тяготеют к сырьевым базам, сборочные - связаны с районами потребления, а предприятия по механической обработке размещаются под влиянием различных факторов, с ориентацией или на сырьё, или на потребителя, или на пункты, занимающие выгодное транспортно-географическое положение.

Разделение труда приводит к выделению новых производств и всё более глубокой специализации. Вследствие этого внутри машиностроения можно различать:

- отрасли предметной специализации - например, энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, производство технологического оборудования для разных отраслей промышленности и строительства;

- отрасли подетальней специализации - производство запасных частей, подшипников, металлических конструкций и др.;

- отрасли технологической специализации - производство литья, кузнечно-прессовых изделий и т.д.;

- производство ремонтных работ.

В территориальном отношении эти группы отраслей машиностроения имеют разные сферы влияния. Отрасли предметной специализации отличаются наиболее широкими связями по сбыту продукции. Для отраслей технологической и подетальной специализации характерно обслуживание одного или нескольких экономических районов. Предприятия данного типа специализации преобладают в Курске, например, АПЗ-20, АО «Курскагромаш». Производство ремонтных работ имеет, как правило, региональное значение (расположение предприятий в г. Курске см. схематический план города Курска).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Примеры заданий на развитие внимания младших подростков на уроках истории
Успех учебной деятельности зависит от внимания, однако у учащихся среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный материал воспринимается не больше 7-8 минут. Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используются различные ви ...

Классификация методов обучения
Современная дидактика пока не имеет единой общепризнанной классификации методов. Чаще всего прибегают к классификации методов по источникам знаний, согласно которой все методы обучения делятся на наглядные (демонстрация, иллюстрация, экскурсии), словесные (жи ...

Разделы