Взаимосвязь политехнического образования и профессиональной ориентации школьников

Педагогика » Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области » Взаимосвязь политехнического образования и профессиональной ориентации школьников

Страница 4

Видимо, все варианты значений этих понятий правомерны, если ясно помнить, о чем в каждом случае идет речь. Основным значением мы будем считать следующее: профессия - не любая, а необходимая для общества (социально-ценная) и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства существования и развития. Для обозначения дробных делений такой области часто применяют слово «специальность».

На занятиях по дисциплинам гуманитарного цикла школьники получают идейно-нравственную, мировоззренческую направленность в вопросах выбора профессии.

Для обеспечения помощи учащимся в сознательном выборе профессии учителю-предметнику необходимо: знакомить школьников с различными видами труда и профессиями; изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, формировать у них общественно значимые мотивы выбора профессии; консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.

Эти требования предполагают соответствующую теоретическую и практическую подготовку самого учителя-предметника к проведению профориентационной работы в рамках своего предмета.

Теоретическая подготовка состоит прежде всего в познании целей, задач, путей профориентации, методов ее осуществления в условиях преподавания определенного предмета, психолого-педагогических основ проблемы.

В соответствии с задачами профориентации в учебном процессе для учителя-предметника можно выделить следующие этапы работы:

определение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал;

определение форм подачи профориентационного материала, наиболее соответствующего содержанию той или иной темы; подбор соответствующих наглядных пособий, киноматериала;

изучение литературы об областях народного хозяйства и основных профессий, связанных с программным материалом по данному предмету. Особое внимание при этом уделяется профессиям своего экономического района. Уяснение перечня профессий, с которыми возможно ознакомить учащихся на уроках;

изучение интересов и склонностей учащихся, фиксирование результатов, обсуждение их с учащимися и классными руководителями;

регулярное проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и связанным с ним профессиям;

обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в школьном кабинете профориентации;

углубление своих знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.

Основная цель совместной работы учителя труда, классного руководителя и учителей-предметников состоит в том, чтобы на основе использования различных форм и методов групповой и индивидуальной работы с учащимися подготовить их к обоснованному выбору профессий с учетом индивидуально-психологических особенностей и потребностей экономического района. Эта деятельность представляет собой сложный комплекс педагогических воздействий на учащихся, осуществляемый в течение всего периода обучения. При этом решение задач профориентационной направленности уроков трудового обучения, школьных предметов и внеклассных занятий, как отмечалось выше, должны иметь единое основание и преемственные связи.

Исходя из этого, работу по профориентации желательно начинать с изучения экономики своего района, области, их потребностей в кадрах, возможностей получения специального образования. Одновременно следует проанализировать программу учебных предметов с целью выяснения возможностей ознакомления учащихся с определенными видами трудовой деятельности, с профессиями, а также формирование трудовых и профессиональных интересов и намерений учащихся.

Практика работы общеобразовательных школ показала, что учителя имеют возможность: организовать систематическое изучение интересов и мотивов выбора профессии учащимися; направлять развитие этих интересов в сторону практического претворения желаний каждого ученика выбрать профессию к моменту окончания школы; использовать для профориентации школьников учебные занятия, осуществляя в процессе преподавания своего предмета тесную связь изучаемого материала с жизнью, с практическими делами тружеников заводов, сообщая на уроках некоторые сведения о профессиях; развернуть в школе разностороннюю внеклассную работу (кружки), ученические общества, конкурсы, олимпиады и т.д.), в процессе которой изучать и развивать склонности и способности школьников к определенным отраслям трудовой деятельности; вовлекать их в общественно полезный, производительный труд.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Эстетическое воспитание как средство развития разносторонней личности ребёнка
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т. Лихачёв). Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и де ...

Методика работы с детьми в рамках метода проекта
В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организа ...

Разделы