Взаимосвязь политехнического образования и профессиональной ориентации школьников

Педагогика » Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области » Взаимосвязь политехнического образования и профессиональной ориентации школьников

Страница 1

Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду в народном хозяйстве страны - задача первостепенной важности. В этой связи проблема выбора профессии молодежью занимается значительное место во всей работе средней общеобразовательной школы. Вопрос «Кем быть? » один из главных для каждого молодого человека, от его решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.

Во все времена общество заботилось о передаче подрастающему поколению социального и профессионального опыта. Вначале существования человечества этот опыт передавался по наследству, от поколения к поколению. С развитием производства повышались требования к человеку, что вызвало необходимость разработки научных основ подбора работников на различные профессии.

В нашей стране уделяется большое внимание вопросам профессиональной ориентации молодежи. Разработкой научных основ профориентации занимались Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Жацкий, А.С. Макаренко и др.

Подготовка подрастающего поколения к осознанному выбору профессии и рассматривается как условие ее всестороннего и гармоничного развития. Осуществляется она в тесном единстве и взаимодействии с идейно-политическим, нравственным, трудовым, умственным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, т.е. со всем учебно-воспитательным процессом.

Ведущая роль в создаваемой государственной системе профориентации отводится общеобразовательной школе, учителю. Именно учитель призван, учитывая современные требования к человеку труда, помочь подросткам не только овладеть общетрудовыми и профессиональными умениями и навыками, но и правильно выбрать профессию, в которой лучше смогут реализовать свои способности и интересы и принести большую пользу обществу.

Помочь молодежи выбрать жизненный путь, адаптироваться к профессии, призвана система профориентации. Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединенных общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение, развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор подбор; профессиональная адаптация и профессиональное воспитание (см. схему №1).

Профессиональное просвещение предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора одной из них; воспитание положительного отношения школьников к различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежат осознание социально-экономических потребностей общества и психофизиологических особенностей личности.

Без профессионального просвещения невозможна эффективная подготовка учащихся к сознательному выбору профессии.

Схема №1.

Системы профессиональной ориентации молодежи

Проф. просвещение

Проф. активизация

Проф. консульта ция

Проф. отбор подбор

Проф. адаптация

Проф. психо-диагностика

Проф. воспи тание

Важность этого компонента с социальной точки зрения заключается в том, что благодаря ему расширяются рамки свободы выбора профессии: чем больше знает молодой человек о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности и т.д., тем осознаннее будет его выбор.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Классификация методов обучения
Современная дидактика пока не имеет единой общепризнанной классификации методов. Чаще всего прибегают к классификации методов по источникам знаний, согласно которой все методы обучения делятся на наглядные (демонстрация, иллюстрация, экскурсии), словесные (жи ...

Особенности фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР распространенными являются трудности в овладении звукопроизношением. При нарушении фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР выявляется несколько состояний : недостаточное различение и затруднение в анализе ...

Разделы