Труд в системе профессионального воспитания старшеклассников

Педагогика » Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области » Труд в системе профессионального воспитания старшеклассников

Страница 2

На современном этапе в условиях перестройки народного образования и углубления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, которая предлагает вовлечение школьников в производительный труд на ранних этапах трудового становления, необходимо приблизить трудовую подготовку учащихся к профессиональной, чтобы включившись в производство материальных ценностей школьник имел ясное представление о той или иной профессии, чтобы труд был не ради труда, а с конкретной профессиональной направленностью. Исходя из этого, в трудовой подготовке школьников необходимо предусмотреть следующие этапы трудового воспитания:

ознакомление с рядом профессией, по которым в школе создана необходимая учебно-материальная база;

формирование у детей умений и навыков по этим профессиям;

включение учащихся в производительный труд по выполнению заказов базового предприятия и по производству материальных ценностей с приближением их труда к конкретной профессии.

Профессии как области приложения сил реально существуют в виде множества распределенных в народном хозяйстве трудовых постов.

Что касается слова «труд», то (если иметь в виду подготовку молодежи к труду) мы сталкиваемся со значительным разнобоем в его понимании. Чаще всего трудом считают так называемый физический или производственный труд (это частное понимание укоренилось даже в отношении таких, казалось бы, общих терминов, как «экономика труда», «психология труда»; в соответствующих публикациях, пособиях имеется в виду материально-производственный руд). А под производством часто понимают только самое основное его понимают только самое основное его звено - материальное производство. Здесь возникает теоретическая трудность, поскольку деятельность, например, организатора, разработчика проектов, планов, работа художника, ученого, учителя как бы невольно противопоставляется труду. Что же касается трудового воспитания, то оно фактически суживается до подготовки молодежи к материально-производительному труду.

Вероятно, что сейчас по ряду причин наиболее остра потребность общества в притоке трудовых ресурсов именно в сферу материального производства. Вероятно, далее, что в сфере управления, науки, искусства легче могут замаскироваться непродуктивные люди. Но все же теоретическая постановка вопроса требует понимать труд в широком смысле. С этой позиции обучение языку, математике, другим школьным учебным предметам (а также соответствующее воспитание) является ничуть не менее трудовым, чем собственно «трудовое обучение», «трудовое воспитание» (на материале слесарного дела, домоводства и т.д.). И вовсе не только потому, что учиться трудно. Дело в том, что каждая школьная учебная дисциплина предлагает такие ситуации, которые являются как бы модельными по отношению к тем или иным видам профессиональной деятельности взрослых людей.

Обучение чтению, письму знаменует уже самые первые шаги ребенка в школе. Но ведь есть и профессии, специальности (в том числе и рабочие), в которых например, чтение составляет основное звено трудовой деятельности. Что делают изо дня в день на своих трудовых постах корректор, сортировщик письменной корреспонденции, стенографистка-машинистка, библиограф? Конечно, не «просто читают» или «читают и пишут», а сличают текст с некоторыми реальными и мысленно удерживаемыми образцами, классификационными схемами, правилами, нормами и т.п. В этом смысле обучение грамоте - еще далеко не обучение специальности, скажем, корректора. Но все же деятельность ученика при обучении грамоте включает в себя немало элементов, отражающих важные стороны содержания профессионального обучения и даже труда того или иного работника. Следует подчеркнуть, что при обучении слесарному делу или шитью на уроках «трудового обучения» вносится не большой вклад в подготовку, скажем, будущего квалифицированного слесаря или портного, чем тот, который обучение грамоте вносит в подготовку будущего корректора или редактора. Те, например, слесарные операции которые ученик может освоить в школьной мастерской, стоят в таком же отношении к высшему профессиональному мастерству слесаря, в каком обычное умение читать стоит к мастерству библиографа или редактора.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Теоретические основания для развития художественного творчества у дошкольников
Декоративное искусство в его разнообразных формах оказывается наиболее подходящей основой для руководства развитием детского изобразительного творчества. Анализируя литературные источники по данному вопросу можно сделать ряд сообщений. В психологии, творчеств ...

Методика использования элементов географического прогнозирования школьников на уроках географии в условияхпедагогического эксперимента
Целью экспериментального исследования являлось подтверждения правильности выдвинутой гипотезы и педагогической эффективности разработанной методики формирования понятия «Географический прогноз». Обучающий эксперимент проводился на базе 8 классов школ № 350, 3 ...

Разделы