Фундаментальные науки. Поиск признаков и оснований

Педагогика » Фундаментальные науки. Поиск признаков и оснований

Страница 1

Научно-технический прогресс и прогресс социальный привели к появлению новых научных направлений и/или к делению традиционных наук на множество новых научных отраслей. В свою очередь это породило необходимость формирования соответствующих учебных дисциплин, включаемых в учебные планы школ и вузов. Далее следуют: формирование кадров преподавателей, отработка содержания, учебных планов, методики преподавания, издание учебников, методических материалов, и т.д.

Новая научная дисциплина теснит и без того плотный набор традиционно изучаемых предметов. В условиях достаточно жёстко ограниченного времени, отводимого на общее и профессиональное образование, это приводит к перераспределению объемов учебного времени в пользу новых дисциплин и, конечно, за счёт ущемления дисциплин традиционных.

Как правило, новые дисциплины на начальном этапе отличают узкая специализация, прагматизм методологии, слабость или полное отсутствие методического обеспечения. Они заметно влияют на общий уровень и темп обучения. Но также точно и то, что без их освоения профессиональные качества выпускника не могут стать полными. Поэтому их включение в учебные планы соответствует требованию качественной подготовки специалиста.

С другой стороны, также верно и то, что в ходе трансформации учебных планов не должна быть потеряна фундаментальная составляющая образовании.

Именно проблема фундаментализации в последние годы является наиболее часто упоминаемой и употребляемой в научных и административных кругах при обсуждении вопросов, посвященных реформированию образования в РФ. Цитируем несколько мнений из интернета. «Технический специалист немыслим без широкой фундаментальной подготовки». «Современные технологии основаны на новых физических принципах, и овладеть ими в полной мере может только человек, хорошо подготовленный в области математики, физики, механики, информатики». «В какой бы области технологии потом не работал специалист, он должен быть всегда готов быстро перестроиться, используя свои фундаментальные знания для скорейшего освоения новых принципов, технологий или обеспечить технический сервис самого высокого качества». Но там же фундаментальными дисциплинами заявлены изобразительное искусство, культурология, история, иностранный язык.

К основным дисциплинам, формирующим образовательный фундамент будущего технического специалиста, инженера-профессионала, чаще всего относят математику, физику, информатику, химию, биологию

. Этим не умаляется роль дисциплин гуманитарного и социального цикла, но приоритет отдается так называемым точным наукам. При этом редко приводятся основания для такого распределения приоритетов. Между тем ясно, что отсутствие научного обоснования и, тем более, метрологических норм и методик, не позволяют мотивированно «развести» дисциплины учебных планов по срокам и длительности их изучения в школах и вузах.

Проблеме поиска оснований для отнесения учебной дисциплины в разряд фундаментальных и посвящена эта работа.

Произведём грубое деление всех специалистов на гуманитариев, по своей профессиональной деятельности имеющих дело с людьми, и на «технарей», создающих и обслуживающих материальные объекты. Для этих групп представляется возможным выделить следующие два характерных стили мышления.

- Инженерно-техническому специалисту свойственны строгая, критическая форма восприятия информации и обращения с нею. Для них характерно мышление, насыщенное полными силлогизмами. Их отличает повышенная требовательность к ясности суждений. Они постоянно демонстрируют свои сомнения в отношении точности выводов. Для них несомненна двузначная логика – «или-или». Поэтому они очень долго рассуждают, прежде чем сформулируют свои выводы и решения, тем самым создают впечатление замедленного мышления.

- Гуманитарные науки формируют способность обобщать и систематизировать явления и факты, формировать из них крупные блоки генерализованной информации. Они широко используют символьные формы обозначения таких блоков, предпочитают максимально сокращённые силлогизмы. Всё это позволяет ускорить процесс принятия решений, формулирования выводов и заключений. И всё это, зачастую, - в ущерб точности. Здесь господствует образное мышление с его многозначной логикой и субъективизмом, что нередко сопровождается формированием догм, ритуалов и традиций, часто не имеющих логического обоснования.

Следует понимать, что рассматриваемый вариант деления специалистов на две группы весьма условен, у каждого человека должны быть оба указанных качества мышления. От технического специалиста нужна, конечно, прежде всего, точность умозаключений, но нужна и скорость мышления. Точно также у гуманитария кроме права на ошибку, как плату за высокую скорость мышления, должно быть ограничение на их количество и, особенно, на масштабы их последствий.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Обязательный минимум содержания учебников для 5-9 классов по курсу «ОБЖ»
Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования определяется в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального обще­го, основного общего и среднего (полного) об­щего образования по ОБЖ и должно со ...

Теоретические проблемы урока как основной формы организации учебного процесса
Одна из основных проблем современной педагогики – поиск путей совершенствования классно-урочной системы. Решение данного вопроса невозможно без всестороннего анализа педагогического наследия классиков. Во второй половине XIX века "линия Ушинского" н ...

Разделы