Теоретические основания для развития художественного творчества у дошкольников

Педагогика » Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников » Теоретические основания для развития художественного творчества у дошкольников

Страница 2

3. задания, предполагающие самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел игры, лепки, рисования, планируют свои действия, намечают, какими художественными средствами лучше воспользоваться. Эти задания выявляют способности каждого ребёнка, он видит и чувствует возможность применения своей продукции в жизни (выставки детских рисунков и поделок, концерты и утренники и т.п.).

Задачи развития творческих способностей детей, предусмотренные программами «Детство», «Гармония», «Истоки», и пр. получают конкретные решения при обучении декоративно – прикладной деятельности.

Обучение и творчество имеет свои специфические мотивы. При обучении детей побуждают к активному усвоению художественного опыта, они должны подражать определенным эталонам выражения и изображения. В творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов.

Есть различия и в результатах. Во время обучения дети осваивают круг образовательных сведений, умений, что ведёт к развитию разносторонних художественных способностей. В творчестве дети овладевают способами творческих действий, которые готовят их к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Качество творческих действий определяется многими компонентами: творческим воображением, обобщением реальной практики, интуиции, обогащенной художественным опытом ребёнка, и преднамеренностью поисков.

Сопоставление обучения и творчества показало, что они специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства. Между ними имеются существенные связи. Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения – это тот опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным, ярким и приобретёт истинный эстетический характер.

Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения. Ведь от детей при их импровизациях, рисовании, конструировании требуется применение творческих действий. Развивающаяся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки и умения. Развивается способность к самообучению и саморазвитию.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование художественного творчества происходит последовательно. Разумеется, разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что все дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств – цвета, формы и т.п. Благоприятствует развитию детского творчества:

– побуждение детей путём постановки интересных, разнообразных творческих заданий;

– учёт индивидуальных взаимосвязей между учебными и творческими заданиями на занятиях;

– варьирование творческих заданий в зависимости от возраста детей и различных видов художественной деятельности;

Таким образом, постановка задач творческого развития и реальное их решение побуждают педагогов к поискам новых организационных форм, и в частности подводят к вопросам организации детской самостоятельной художественной деятельности, т.е. педагогу надо проявить много выдумки, педагогического такта, творчества, в руководстве детским творчеством.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Требования к методам и организационным формам трудового обучения
Понятие «метод обучения» — одно из коренных в педагогике. В учебниках и пособиях по педагогике, дидактике, методикам преподавания отдельных предметов можно найти различные определения данного понятия. Часто эти определения, даваемые в различных книгах, почти ...

Психологический анамнез. Его основные разделы
В соответствии с общими принципами психологической диагностики история развития ребенка, или анамнез, является источником построения психологической диагностической гипотезы. Под анамнезом понимаются не только психологические данные, но и данные, которые псих ...

Разделы