Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников

Педагогика » Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников

Изобразительное искусство и прикладное творчество Приднестровья в дошкольной педагогике признано незаменимым средством формирования гражданственности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков в рисовании, рукоделии, формирования личного отношения к действительности.

Народное искусство в национальной культуре ПМР занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. Воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, родине; честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров России, Украины, Молдавии. А также овладения навыками изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством Приднестровья и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и т.п.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от того, насколько педагоги умеют правильно использовать специфически детскую деятельность - игру, рисование – и придать ей познавательный характер.

Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и декоративно – прикладное творчество.

Детское декоративно – прикладное творчество из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.

Неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом, является творческое воображение. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплова, Е.Н. Игнатьева, Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Е.В. Симановского, Л. Ю Субботиной, Н.П. Саккулиной, Н.А. Ветлугиной и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет декоративно – прикладная деятельность.

В исследованиях Л.А. Парамоновой, О. Сафоновой, Г. Урадовских и др. было установлено, что в процессе декоративно – прикладного творчества из разных материалов у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичные тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве. Это позволяет рассматривать декоративно – прикладное творчество не только как средство создания конкретных предметов (как это было раньше), но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность к построению новых целостностей различного типа (изделий, текстов, сюжетов и т.п.) Это обусловило выбор нашей темы исследования.

Объект исследования:

Процесс развития декоративно – прикладного творческого воображения дошкольников.

Предмет исследования:

Декоративно – прикладная деятельность, как средство развития творческого воображения дошкольников.

Задачи исследования:

1. раскрывать особенности креативности и творческих способностей детей дошкольного возраста;

2. определить особенности декоративно – прикладной деятельности и уровни развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;

3. разработать систему занятий по развитию декоративно – прикладного творчества для детей старшего дошкольного возраста;

4. апробировать в практике разработанную систему занятий по развитию декоративно – прикладного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования

: Изучить возможности развития и активизации творческого воображения детей старшей группы посредством декоративно – прикладной деятельности.

В результате анализа теоретических и практических источников по проблеме была выдвинута гипотеза

:

Декоративно – прикладное искусство, как вид продуктивной деятельности дошкольников, является эффективным средством развития творческого воображения, если учитываются следующие условия:

I. – определить принципы отбора произведений прикладного искусства для ознакомления с ними детей дошкольного возраста,

II. – наметить пути педагогического руководства декоративно-орнаментальной деятельностью,

III. – выделить основные приёмы создания декоративных узоров на плоских и объёмных формах.

IV. Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из 3-х этапов:

V. – знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора.

VI. – углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции.

VII.– творческое использование полученных знаний, умений и навыков.

VIII. Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволяет усвоить один из главных принципов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование. Затем возможна такая последовательность:

IX. – построение узора в круге, в квадрате, прямоугольнике, треугольнике, ромбе, овале, различных форм, передающих образы одежды, обуви посуды, игрушек, и наконец, по возможности украшение объёмных форм. В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами. В последнее время особое внимание на занятиях по изобразительной деятельности уделяется мотивам родного края.

1) умение детьми осуществить перенос знакомых способов изображения в новые условия их использования.

2) сохранять любовь, желание и заинтересованность детей к процессу декоративно – прикладного творчества, используя для этого игровые ситуации, включающие шутки, рифму;

3) повысить активность и самостоятельность детей в процессе декоративно – прикладного творчества;

4) создание предметно – развивающей среды для органической взаимосвязи занятий с самостоятельной деятельностью детей;

Методы исследования:

– Анализ теоретической и методической литературы по проблеме, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации педагогов;

– Психолого-педагогический эксперимент, состоящий из 3-х этапов: констатирующего, формирующего, контрольного;

Эксперимент проводился в течение 6-ти месяцев на базе изостудии МДОУ №18 г. Тирасполя в группе старшего дошкольного возраста.

креативность дошкольный воображение ребенок

Другие статьи:

Изменения в современной школе в связи с «информационным взрывом»
Все, сказанное в предыдущей главе приводит к мысли, что за период обучения в школе уже невозможно будет передать детям то количество знаний, которое понадобиться им в течение всей жизни. Конкретная информация, которую мы можем дать нашим детям, составляет тол ...

Современные научные представления о дизартрии
Дизартрия - это расстройство фонетико-фонематической системы речи, обусловленное органическими поражениями двигательных отделов центральной нервной системы. Дизартрия может быть врождённого и приобретённого характера. У детей дизартрия, как правило, обусловле ...

Разделы