Особенности лексики младших школьников

Педагогика » Формирование понятий у младших школьников » Особенности лексики младших школьников

Страница 2

Формирование лексического запаса в онтогенезе осуществляется не только за счёт расширения количества словарных единиц, но и за счёт уточнения и расширения предметных представлений, лежащих в основе аффективно окрашенных смыслов слов. Расширение понятия, по мнению Н.Х. Швачкина, проходит через ряд этапов: от полисемантизма лепетных слов, отражающего единство предметного смысла, имеющего аффективное и функциональное сходство, переживаемое ребёнком в процессе восприятия и выражения, к связи между конкретным предметом и словом, и далее – к постепенному обобщению в значении слова ряда предметов, явлений, свойств.

Согласно данным А.Р. Лурия, у детей дошкольного возраста преобладают стоящие за словом эмоционально-образные переживания, у младших школьников – наглядные, конкретно-образные и ситуативные связи, у старшеклассников и у взрослых – сложные логические связи. Попытки переломить естественный ход формирования номинативного компонента языковой системы, положив в основу семантизации словарных единиц не конкретное представление детей, а значение слов, их вербальное толкование, приводят к формализации словарной работы, к неустойчивому владению лексикой на уровне изолированного слова и словосочетания.

Понимание закономерностей и этапов развития языковой деятельности в онтогенезе, выявление предпосылок, обеспечивающих функционирование этой деятельности, определяет правильность построения логопедической работы с детьми, имеющими речевую патологию.

Формирование словарного запаса детей в психолого-педагогической литературе рассматривается как одна из важнейших задач их речевого развития.

Характеризуя детей младшего школьного возраста, А.В. Ястребова отмечает, что имеющийся у них запас лексических средств достаточен для довольно активного общения в домашней и классной (со сверстниками) обстановке, причём в этих ситуациях слова используются более или менее адекватно. Однако, по мнению автора, при изменении условий коммуникации (когда необходимо давать развёрнутые ответы с элементами рассуждения, иллюстрировать изучаемые правила собственными примерами и т.п.) выявляется ряд погрешностей. Наиболее типичной ошибкой является частотность использования одних и тех же слов в самостоятельных высказываниях, что приводит к снижению выразительности и информативности речи. Своеобразие лексических средств выражается также в особенностях усвоения и употребления слов, обозначающих абстрактные понятия, в особенностях использования терминологической лексики, необходимой в процессе обучения.

Бедность словаря проявляется как в незнании многих слов и оборотов, так и в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи знакомые слова, которые наиболее точно выражают смысл высказывания. В речи детей появляются специфические ошибки, проявляющиеся в виде различных замещений нужного названия другим словом, имеющим отличное значение.

Несоответствие уровня речевых средств ребёнка и учителя препятствует адекватному пониманию детьми учебных задач и выбору соответствующих им способов действий. Исходным условием понимания речи, по мнению Е.М. Мастюковой, является восприятие интонационной структуры фразы и понимание значения входящих в неё слов. Нормальное понимание обращённой речи возможно при условии использования слушателем семантических и синтаксических знаний языка для формирования внутреннего прогнозирования сигнала, который в данный момент будет получен (синтез), а затем сравнения поступившего сигнала с ожидаемым (анализ). Таким образом, по мнению автора, осуществляется адекватный текущий анализ поступающей акустической информации.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Методика исследования состояния звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с дизартрией
Методика исследования включает комплексы заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности. При отборе вербального материала каждое слово рассмотрено с позиции его известности детям, частотности употребления и ...

Формы обучения, способствующие развитию навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках
Запрос изменения во всех сферах жизни общества поставили острые проблемы системы образования ", на котором для решения этих проблем означает, что для сохранения и приумножения культурного потенциала counyry. Это зависит от возможностей системы образовани ...

Разделы