Решение проблемы формирования словарного запаса у младших школьников представляется возможным только при выявлении характерных особенностей в развитии лексики детей, в сравнении с процессом формирования лексического запаса в онтогенезе.
В процессе раннего психического развития ребёнка принято выделять несколько этапов (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев и др.): младенческий (от нуля до года), преддошкольный (от года до трёх лет), дошкольный (от трёх до семи лет), младший школьный (от семи до двенадцати лет). Одной из характерных особенностей преддошкольного возраста является процесс интенсивного развития речи. Известно, что речь начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционная моторика достигли определённого уровня развития. В процессе овладения речью ребёнок усваивает правила и законы грамматики, изменяет слова, строит различные по конструкции высказывания.
В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые составляют содержание нескольких этапов. На первоначальном (подготовительном) этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающих участие в речевом акте: центрального отдела – коры головного мозга, и периферического – органов слуха и органов артикуляции. Следующий этап – развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов. Переход к использованию фразовой речи возможен при наличии достаточного объема словарного запаса. Последний этап характеризуется достаточным объёмом словаря, умением пользоваться монологической речью, грамматически правильно её оформлять.
Исследуя речь детей, в первую очередь необходимо проанализировать их словарь, т.к. слово является одной из основных значимых единиц языковой системы. При помощи слова человек оформляет свои представления и понятия об окружающей действительности – предметах, явлениях, физических и психических состояниях и т.д. По мнению М.И. Фоминой, слово принято рассматривать как первичную, кратчайшую смысловую единицу, представляющую собой звуковое выражение о предмете или явлении объективной действительности, обладающую значением, воспроизводимостью, непроницаемостью, лексико-грамматической отнесённостью и одинаково понимаемую коллективом людей, объединённых исторической общностью.
Названия предметов, действий, качеств или отношений, обозначение их словами представляют одну из основных функций языка – функцию предметной отнесённости, которая позволяет выделить предмет, явление из ряда подобных или из других разнообразных предметов. Для обозначения предмета, явления, процесса, качества словом необходимо иметь сформированные представления о его звуковом составе, т.к. за конкретным знаком закрепляется определённый звуковой комплекс, соответствующий фонологическим нормам языковой системы.
Другой особенностью слова является его семантическая валентность, поскольку слово всегда значимо. Л.С. Выготский отмечал, что значение слова с психологической точки зрения представляет собой обобщение и понятие. Именно в значении слова проявляется единство мышления и речи, т.к. за каждым словом скрывается система связей и отношений, которые в них отражаются. Сначала словом передаётся наглядное содержание и лишь в процессе развития ребёнка, познания им окружающей действительности посредством слов начинают всё более точно выражаться реальные отношения в их существенных связях. Таким образом, слово начинает приобретать одну из основных своих функций – отвлечение и обобщение.
Другие статьи:
Русская природа и национальные образы России
Этот блок необходим потому, что «тип местной природы, характер человека и национальный ум находятся во взаимном соответствии и дополнительности»." Пейзажная лирика изучается во всех классах. Пейзаж занимает достаточное место и в прозаических текстах, и о ...
Занимательная математика для старших дошкольников
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают мат ...