Формирование понятий у младших школьников

Педагогика » Формирование понятий у младших школьников

Современный этап совершенствования обучения русскому языку характеризуется направленностью на развитие младшего школьника как личности, полноценно владеющей речью во всех ее формах. Этот критерий является одним из главных показателей развивающего обучения родному (русскому) языку.

Формирование у школьников научных понятий , системы этих понятий, является одной из основных задач школьного обучения на всех его этапах, поэтому вопросы поиска путей глубокого и прочного их усвоения всегда были и остаются актуальными вопросами педагогической теории и практики. Однако анализ практики показывает, что у учащихся при формировании понятий часто возникают большие трудности. Учащиеся с трудом различают признаки понятий, с трудом соотносят их. У них затруднена такая форма мыслительной деятельности, как образование умозаключений. Наблюдается тенденция к механическому заучиванию материала.

Теоретическим обоснованием исследования послужили работы по теории общей и учебной лексикографии, раскрывающие необходимость практической реализации принципа градуальности. Градуальность подразумевает расчлененность лексикографической системы на несколько словарей одного типа, ориентированных на разные этапы обучения.

Цель исследования – рассмотреть вопрос о лингвистическом терминологическом минимуме младших школьников.

Задачи исследования:

Раскрыть сущность процесса формирования специальной лексики в процессе обучения младших школьников;

Раскрыть сущность процесса формирования понятий у младших школьников.

Объект исследования - содержание и организация процесса учебнопознавательной деятельности, обеспечивающего формирование у младших школьников терминологические знания.

Предмет исследования - методические условия, создающие учащимся возможность овладеть лингвистическим терминологическим минимумом.

Методологической основой исследования является:

положение о ведущей роли деятельности в обучении и развитии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн);

учение о поэтапном формировании умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);

проблемное обучение (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь и др.)

теория развития познавательного интереса (Л.И. Божович, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, Г.И. Щукина);

исследования по проблеме психологии и социологии чтения (А.А. Леонтьев, Л.И. Беляева, Л.П. Доблаев).

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы в исследовании использовались методы теоретического и эмпирического характера с учетом специфики каждого этапа работы:

изучение и теоретический анализ психологической, дидактической, лингвистической и методической литературы;

педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и учащихся в учебном процессе.

Другие статьи:

Реализация компетентностного подхода в образовании. Сущность компетентностно-ориентированного обучения
Приоритетом в учебной деятельности вуза в настоящее время является внедрение компетентностного подхода в обучении для повышения эффективности образовательного процесса и качества образования. Поэтому первоочередная задача педагогической работы – формирование ...

Сопровождение как основная стратегия деятельности педагога-психолога
Сейчас получило широкое распространение понятие о сопровождении как о различных технологиях оказания специализированной помощи ребенку в условиях регулярного образования, технологиях взаимодействия психолога с другими специалистами образования, психологическо ...

Разделы