Психологические основы процесса формирования понятий

Педагогика » Формирование понятий у младших школьников » Психологические основы процесса формирования понятий

Страница 1

Известно, что с точки зрения психолого-педагогического аспекта обучения основными методическими требованиями, предъявляемыми к учебным текстам, являются научность и доступность. Данные характеристики, несомненно, определяют специфику словарно-понятийной стороны изложения текстового материала, поэтому в системе школьного обучения особо актуальной является проблема создания таких учебных текстов, которые, излагая научный материал на современном уровне развития науки, будут доступны учащимся по семантике.

В психолингвистических исследованиях (В.П. Белянин, И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев и др.) слово рассматривается как знаковая единица, в которой органически слиты две стороны – форма и значение. В своих исследованиях Н.И. Жинкин отмечает, что замечательная особенность лексики состоит, прежде всего, в том, что конкретное слово уже в момент его появления является одновременно и знаком, и значением.

Широкая теоретическая разработка проблемы значения представлена в работах Д. Брунера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, О.К. Тихомирова и др.

Существенной особенностью лексики по сравнению с другими сторонами языка является её непосредственная обращённость к явлениям действительности, которые определяют значение данного слова. А.Р. Лурия указывает на то, что значением слова называется способность анализировать предмет, выделять в нём существенные свойства и относить его к определённым категориям.

При исследовании семантики различных слов разграничивают грамматические и лексические значения. Грамматическое значение слова обусловлено его принадлежностью к определённому классу (части речи), которой определяется его общая категориальная значимость, а также возможности его сочетания с другими словами и особенности его видоизменения (склонение, спряжение), в связи с выражаемыми им значениями и отношением к другим словам в словосочетании и предложении.

Лексическое значение слова определяется как соотнесённостью слова с соответствующим понятием, что составляет ядро лексического значения слова, так и его местом в лексической системе языка, т.е. различными связями данного слова с другими словами. Лексическое значение слова – это закреплённая в сознании говорящих соотнесённость звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности. В отличие от грамматических значений, общих для больших групп слов, лексические значения индивидуальны, поэтому их изучение представляет наибольшие трудности.

Вводя субъективный «понятийный» фактор в рассмотрение проблемы классификации слов, В.В. Виноградов определяет четыре типа категории слов, соотносимых им с понятийными категориями. Слова, составляющие первый тип, отражают и воплощают в своей структуре предметы, процессы, качества, признаки, числовые связи и др. Второй тип слов отражает наиболее общие, абстрактные категории бытийных отношений – причинных, временных, пространственных, целевых и т.п. Третий тип объединяет слова, в которых представлено выражение сферы оценок и точек зрения субъекта на действительность, и четвёртый тип слов уводит в сферу чисто субъективных – эмоционально-волевых изъявлений.

Однако выбор слов обусловлен не только денотативным планом, который стоит за ними (объекты, качества, отношения), но и смыслом, который придаёт таким словам сам говорящий, поскольку в характере используемых при говорении слов отражается наряду с предметным и смысловой план высказывания.

Лексическое значение слова определяется рядом внелингвистических и внутрилингвистических факторов. Наиболее важными являются внелингвистические факторы, а именно: связь лексического значения слова с явлениями реальной действительности (денотатами) и связь лексического значения слова с понятием как формой мышления, отражающей эти явления действительности. Денотативный фактор обуславливает номинативную функцию слова, а результатом действия второго фактора – связь языка с мышлением – является обобщённость значения слова. Внутрилингвистические факторы – это связи, которые существуют между словами и участвуют в формировании лексических значений.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Состояние произносительной стороны речи глухих школьников 11 – 12 лет
Обследование проводилось на базе школы-интерната I вида № 10. В нем участвовали 6 человек - учеников 5а класса (Диана Т., Саша М., Саша Л., Яна Я., Азат Х., Маша К.). При изучении состояния произносительной стороны речи мы основывались на рекомендациях Фомиче ...

Василий Тяпинский
Василий Тяпинский (родовая фамилия Омельянович) впервые перевел на белорусский язык Евангелие, сделал к нему предисловие и издал в типографии, открытой в собственном поместье. Друг Будного, он разделял его взгляды антитринитария, т.е. поддержал следующую трак ...

Разделы