Психологические основы процесса формирования понятий

Педагогика » Формирование понятий у младших школьников » Психологические основы процесса формирования понятий

Страница 2

Формированию и развитию научных понятий отведено особое место в процессе школьного обучения, т.к. качество решения данной задачи оказывает непосредственное влияние на формирование логического мышления и умственное развитие ребёнка в целом.

К изучению данного вопроса обращались многие авторы. Проблеме развития научных понятий посвящены, например, исследования Л.С. Выготского. Прослеживая генетический ход образования понятий на различных возрастных ступенях, сравнивая и оценивая этот процесс, протекающий в одинаковых условиях у ребёнка, подростка и взрослого, автор, на основании экспериментального исследования, выявил основные закономерности, управляющие развитием этого процесса. Характеризуя процесс образования понятий, Л.С. Выготский говорит о том, что понятие представляет собой не просто совокупность ассоциативных связей, усваиваемая с помощью памяти, а сложный и подлинный акт мышления, которым нельзя овладеть путём простого заучивания. Он непременно требует, чтобы мысль ребёнка сама поднялась в своём внутреннем развитии на такую высшую ступень, которая позволит понятию самостоятельно возникнуть в сознании. Таким образом, Л.С. Выготский считает, что всякое значение слова в любом возрасте представляет собой обобщение, при котором наблюдается дальнейшее развитие значения слов. Развитие слова не заканчивается тогда, когда ребёнок впервые усвоил новое слово, наоборот, в этот момент только лишь начинается развитие значения.

Исследуя проблему развития научных понятий в школьном возрасте, Л.С. Выготский пишет о невозможности прямого обучения понятиям. Такое обучение, по его мнению, оказывается фактически невозможным и педагогически бесплодным. Учитель, пытающийся идти таким путём, обычно достигает лишь пустого усвоения слов, поскольку ребёнок усваивает не понятия, а слова, за счёт памяти, а не мысли, и оказывается не в состоянии осмысленно применить усвоенные знания.

Л.С. Выготским был проведён анализ теории развития мышления и речи Ж.Пиаже, который, исследуя природу детских понятий, показал, что самым характерным для понятий и для мышления вообще в младшем школьном возрасте является неспособность ребёнка к осознанию отношений, которыми он способен пользоваться спонтанно и автоматически, когда это не требует специального осознания. Всякому осознанию собственной мысли, по мнению Ж. Пиаже, мешает детский эгоцентризм, влияние которого на осознание продолжается до достижения ребёнком 11-12 лет. Л.С. Выготский опроверг мнение Ж. Пиаже и доказал, что причина неосознанности детских понятий кроется не в эгоцентризме, а в несистематичности спонтанных понятий.

В результате проведённых исследований Л.С. Выготский сделал вывод о том, что проблема научных понятий есть проблема обучения и развития, «ибо спонтанные понятия делают возможным самый факт возникновения их из обучения, являющегося источником их развития».

Взгляды Л.С. Выготского на проблему формирования у школьников научных понятий получили своё развитие в работах многих современных авторов, поскольку цель обучения состоит в формировании у учащихся осознанных, систематических и прочных знаний.

Говоря о возможностях решения данной проблемы в работе со школьниками, А.В. Ястребова отмечает тот факт, что в ходе обучения ребёнок овладевает системой новых понятий, усваивая их не только из своего практического опыта, но и на основе обобщённого в учебных предметах общественно-исторического опыта. Формирование таких понятий, по мнению автора, представляет собой активную деятельность, содержание которой сводится к постановке и решению проблемы, формулированию и проверке гипотез, поиску и проверке значений.

В ходе учебного процесса педагог активно управляет познавательной деятельностью ребёнка, выделяя через соответствующие высказывания наиболее существенные признаки изучаемого материала. Закрепление этого материала осуществляется с помощью схем, символов и слов .

А.А. Леонтьев в своих исследованиях указывал на то, что психологическая структура значения существует, в первую очередь, как система дифференциальных признаков, семантических компонентов, рассматриваемых не как абстрактно-лингвистические понятия, а в динамике коммуникации, с учётом лингвистической, психологической, социальной обусловленности употребления слова.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Средства обучения химии
Средства обучения и воспитания — система материальных объектов, используемых с целью образования, воспитания и развития личности учащихся. Это единство функций обеспечивает целостность системы. Средства обучения образуют три большие группы, которые различают ...

Мини — музей истории вещей
Музейная педагогика заняла в дошкольном образовании достойное место. Различные разновидности можно сегодня увидеть в детских садах. Чаще всего встречаются две группы: этнографические и природные. Во многих дошкольных учреждениях существуют центры краеведения, ...

Разделы