Анализ существующих игровых методик для детей младшего школьного возраста

Педагогика » Игра как метод социализации детей младшего школьного возраста » Анализ существующих игровых методик для детей младшего школьного возраста

Страница 3

Разработаны различные способы изучения школьной мотивации учащихся начальных классов.

Рассмотрим один из них. Детям предлагается сделать рисунки на тему: «Что мне нравится в школе?»

Несоответствие рисунков теме указывает на:

А) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего, игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, войну, узоры, и пр.);

Б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

В) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют, или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме).

Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

А) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

Б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешним мотивациям (20 баллов)

В) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, преобладанием игровой мотивации (10 баллов)

Оценивать уровень школьной мотивации можно также с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 1 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1 балл, положительный - 3 балла.

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов характеризуются высоким уровнем адаптации, 20-24 балла характерно для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации, ниже 10 балов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

У ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю.

Методика развития основ произвольности психической регуляции у детей включает приемы психогимнастики, эмоционально-коммуникативного, поведенческого и актерского тренингов, аутотренинга и элементы групповой психиатрии.

Занятия проводятся в форме игр-драматизаций на увлекательные для детей темы, например, «В гостях у Бабы Яги» или «Путешествие к морю».

Персонажами игры становятся сами дети или ведущий (учитель). Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, совершают увлекательное познание окружающего мира, но при этом они учатся нелегкому делу: умению управлять собой. Участие детей в игре должно быть добровольным. Можно попытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять!

Элементами игр являются специальные упражнения, объединенные в группы, направленные на развитие умений произвольной регуляции в разных сферах психики. Группы упражнений всегда одни и те же: на движение, эмоции, общение, поведение.

Структурное построение занятия, то есть деление упражнений на группы согласно их направленности, необходимо для облегчения и удержания детского внимания и для удобства контроля этого внимания со стороны учителя.

Чтобы ход общей игры не прерывался, необходимо через всю последовательность упражнений провести сюжетно-ролевое содержание игры.

Играть можно с детьми любого возраста. С возрастом меняется тематика игр и сложность задач в упражнениях. Для первоклассников интересной будет тема «Магазин игрушек», а второклассников больше увлечет «Заколдованное королевство».

Каждая часть занятия может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития ребенка.

Мастерство ведущего (учителя) состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами игры, включая сюжет в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний или наказаний «провинившегося» ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Протестантские школы
Протестантские школы были представлены кальвинистскими, лютерантскими и социниантскими учебными заведениями по имени основателей протестантских течений: француза Ж. Кальвина (1509–1564), немца М. Лютера (1483–1546), итальянского и польского теолога Ф. Социна, ...

Формы контроля за усвоением знаний учащихся
Контроль результатов обучения — важная часть процесса обучения. Его задача заключается в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты, цели обучения. Так как контроль носит в средней школе обучающий характер, его методы рассматриваются в тесной связи с друг ...

Разделы