Анализ существующих игровых методик для детей младшего школьного возраста

Педагогика » Игра как метод социализации детей младшего школьного возраста » Анализ существующих игровых методик для детей младшего школьного возраста

Страница 3

Разработаны различные способы изучения школьной мотивации учащихся начальных классов.

Рассмотрим один из них. Детям предлагается сделать рисунки на тему: «Что мне нравится в школе?»

Несоответствие рисунков теме указывает на:

А) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего, игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, войну, узоры, и пр.);

Б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

В) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют, или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме).

Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

А) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

Б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешним мотивациям (20 баллов)

В) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, преобладанием игровой мотивации (10 баллов)

Оценивать уровень школьной мотивации можно также с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 1 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1 балл, положительный - 3 балла.

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов характеризуются высоким уровнем адаптации, 20-24 балла характерно для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации, ниже 10 балов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

У ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю.

Методика развития основ произвольности психической регуляции у детей включает приемы психогимнастики, эмоционально-коммуникативного, поведенческого и актерского тренингов, аутотренинга и элементы групповой психиатрии.

Занятия проводятся в форме игр-драматизаций на увлекательные для детей темы, например, «В гостях у Бабы Яги» или «Путешествие к морю».

Персонажами игры становятся сами дети или ведущий (учитель). Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, совершают увлекательное познание окружающего мира, но при этом они учатся нелегкому делу: умению управлять собой. Участие детей в игре должно быть добровольным. Можно попытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять!

Элементами игр являются специальные упражнения, объединенные в группы, направленные на развитие умений произвольной регуляции в разных сферах психики. Группы упражнений всегда одни и те же: на движение, эмоции, общение, поведение.

Структурное построение занятия, то есть деление упражнений на группы согласно их направленности, необходимо для облегчения и удержания детского внимания и для удобства контроля этого внимания со стороны учителя.

Чтобы ход общей игры не прерывался, необходимо через всю последовательность упражнений провести сюжетно-ролевое содержание игры.

Играть можно с детьми любого возраста. С возрастом меняется тематика игр и сложность задач в упражнениях. Для первоклассников интересной будет тема «Магазин игрушек», а второклассников больше увлечет «Заколдованное королевство».

Каждая часть занятия может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития ребенка.

Мастерство ведущего (учителя) состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами игры, включая сюжет в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний или наказаний «провинившегося» ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Цель и содержание обучения школьников в рамках интегрированных кружков по информатике
В процессе обучения интеграция – это проявление дидактического принципа системности (А. И. Азевич, А. К. Артемов, Ю. К. Бабанский, В. С. Безрукова, М. Н. Берулава, С. В. Гордина, А. Я. Данилюк, В. А. Далингер, В. Р. Ильченко, Б. М. Кедров, Я. И. Коменский, В. ...

Виды педагогических игр
Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времён. В настоящее время они чаще используются в сфере начального образования. В средней и в высшей школе обращаются к игровым технологиям редко. Игры могут использоваться при знакомстве друг с другом ...

Разделы