Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при изучении курса «География России»

Педагогика » Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России » Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при изучении курса «География России»

Страница 3

Методическими условиями успешного использования основ географического прогнозирования, на наш взгляд, являются следующие:

Тесная связь с природоохранными и основными географическими понятиями изучаемыми в курсе школьной географии;

Комплексное изучение экологических проблем и проблем охраны и преобразования природы;

Увеличение творческой и активной учебной деятельности школьников по мере усложнения изучаемого материала;

Оптимальный выбор методов и средств обучения в ходе работ по географическому прогнозированию;

Обязательное использование карты и средств наглядности в ходе элементарного географического прогнозирования;

Ознакомление учащихся с актуальностью проблем природопользования и охраны природы, с раскрытием трудностей и перспектив их решения на современном этапе.

Выявив необходимые условия использования основ географического прогнозирования, следует определить этапы его «развития».

На первом этапе (начальный курс географии – 6 класс) ученики получают первичные географические знания и умения, в том числе и ознакомление с некоторыми примерами изменения природы человеком. Этот круг вопросов дается преимущественно на краеведческой основе. Перечень требований природоохранных умений касается, в основном, наблюдений и описаний. Ученики должны четко представлять, что у ПТК существуют определенные компоненты и что изменение одного компонента неизбежно влияет на изменение другого, т.е. все компоненты ПТК взаимосвязаны и взаимовлияют на свойства друг друга.

Затем, в 7 классе, учащиеся подводятся к пониманию целостности, дифференцированности географической оболочки и ПТК более мелкого масштаба, знакомятся с примерами воздействия человека на природные комплексы и географическую оболочку, а также с необходимостью принятия международных мер по охране окружающей среды. На этом этапе ученики должны знать и понимать, что компоненты ПТК могут быть подвержены изменению деятельностью человека, ученики должны знать какие именно действия человека влияют на какие компоненты ПТК, как компоненты ПТК изменяют свои свойства.

После этого, в 8 классе, в курсе География России завершается формирование естественно-научных основ природопользования, ознакомлению с которыми посвящен целый раздел. На этом этапе впервые в школьной географии появляется понятие, интегрирующее вопросы взаимодействия человека и природы – «Географический прогноз». В число умений включается оценка природных условий и ресурсов, выявление возможностей хозяйственного использования отдельных природных ресурсов и выполнение правил природоохранного поведения. На этом, заключительном этапе, школьники не только знают какие виды воздействия, оказывает человек на компоненты ПТК по отдельности и в целом, но и могут предсказать как после воздействия на один компонент ПТК измениться другой и какие необходимо предпринять меры для избежания отрицательных изменений ПТК в целом.

В соответствии с содержанием учебных программ и учебников наметилась определенная логика применения географического прогнозирования согласно которой процесс осуществляется в следующей последовательности:

Изучение географических объектов, не измененных хозяйственной деятельностью человека; ознакомление с их структурой, динамикой, хозяйственной оценкой природных условий и ресурсов;

Изучение изменений географических объектов и явлений под влиянием хозяйственной деятельности человека;

Оценка последствий воздействия человека на природу;

Прогнозирование с использованием моделей, изучение основных направлений оптимизации взаимодействия человека и природы.

Такая последовательность применения элементов географического прогнозирования должна способствовать более глубокому усвоению учащимися научных основ природопользования и позволит избежать декларативности в раскрытии вопросов взаимодействия человека и природы.

Использование элементов географического прогнозирования не может изучаться без опоры на такие фундаментальные понятия физической географии, как «Компонент природы», «Природный комплекс», «Географическая оболочка», «Хозяйственная деятельность» и др.

Природные особенности следует рассматривать под призмой сложившегося или потенциального способа природопользования. По этому поводу В.А. Анучин удачно заметил, что производственное использование природы должно основываться на знании пределов и направленности возможных изменений, происходящих в ней, в результате производственной деятельности .

Конкретные территории представляют собой неповторимые сочетания природных особенностей, недоучет которых может нанести непоправимый ущерб природе и человеку. Так, например, необходимо учитывать специфику природопользования в северных районах России, где природа чрезвычайно чувствительна к любым видам человеческого воздействия.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Методика обучения школьников в рамках интегрированных кружков по информатике
Для лучшего понимания того, как должны проводиться занятия в интегрированных кружках по информатике, сначала рассмотрим возможные формы внеурочной деятельности школьников и определим, что непосредственно можно называть внеурочной деятельностью школьников. Под ...

Направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих детей
Формирование произношения в средних классах протекает в условиях, когда пользование дактильной речью сокращается, что сближает условия устного общения с теми, которые свойственны слышащим детям. Работа над произношением в этот период осуществляется в своеобра ...

Разделы