Результаты применения экспериментальной методики использования элементов географического прогнозирования

Педагогика » Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России » Результаты применения экспериментальной методики использования элементов географического прогнозирования

Страница 5

Отвечая на вопрос «Почему рациональное использование и охрана окружающей среды является одной из главных проблем современности», учащиеся контрольной и экспериментальных групп расставили акценты по разному. В большинстве ответов учащихся контрольных классов отмечено исчезновение многих видов растений и животных по вине человека (75%). Процент усвоения этой смысловой части в экспериментальной группе оказался ниже, всего 60%. По-видимому, во главу угла ученики контрольной группы ставят именно этот аспект проблемы.

В большой части работ учащихся экспериментальных классов (71%) отмечается, что одной из причин обострения проблемы является исчерпаемость минерального сырья. Учащиеся контрольных классов уделяли этой стороне вопроса меньше внимания (44%). Об увеличении масштабов воздействия человека на природу отметили в своих ответах 74% учащихся экспериментальных классов и 52% контрольных.

На ухудшение экологических условий жизни человека указал 81% учащихся экспериментальных классов, в то время как в контрольных – всего 39%. Это свидетельствует о недостаточном раскрытии этого вопроса в преподавании вопросов физической географии. Подчеркнули экономический ущерб от негативного воздействия человека на природу лишь 38% учащихся экспериментальных классов и лишь 17% учеников контрольной группы.

Второй вопрос проверочной работы ставил задачу выяснения понимания учащимися сложностей решения проблем природопользования и охраны окружающей среды.

Значительно больший процент (25%) учащихся экспериментальной группы отметили дороговизну природоохранных мероприятий, в то время как только 9% учащихся контрольных классов обратили внимание на эту сторону проблемы. Научно-технические трудности выделили 78% учащихся экспериментальной группы и лишь 34% контрольной.

Трудности морально-нравственного порядка отметили 74% учащихся контрольной группы и 90% экспериментальной. Этот показатель свидетельствует о преобладании эмоциональной составляющей в ответах учеников.

Низкий процент усвоения показали учащиеся обеих групп в раскрытии политических трудностей, существующих в решении проблемы (35% в экспериментальной и 12% в контрольной группах). Очевидно, программа и учебники недостаточно внимания уделяют политическому аспекту проблемы.

Третий вопрос своей задачей ставил выяснение знаний учащихся по направлениям природоохранной деятельности в России. Лучшую осведомленность в этом вопросе показали ученики экспериментальных классов. Ученики контрольной группы придают большое значение заповедному аспекту природопользования (70%). В экспериментальных классах этот показатель оказался ниже – 58%. Это объясняется тем, что ученики экспериментальных классов большое значение придают активным мерам по охране окружающей среды и её преобразованию. Об этом свидетельствует превышение процента усвоения по всем смысловым частям ответа в экспериментальной группе. Строительство очистных сооружений привели в своих ответах 41% учеников экспериментальных классов, в то время как в контрольных этот показатель 19%. Отметили роль малоотходной и безотходной технологии в природоохранном деле 38% учеников экспериментальных классов и 18% контрольных. Большой процент усвоения понятий «рекультивация» и «мелиорация» показала экспериментальная группа – 47% против 28% в контрольной. Законодательные меры по охране природы выделили в своих ответах 56% экспериментальных классов и 43% контрольных. Значительно лучше понимают роль географического прогноза и контроля за состоянием окружающей природной среды (мониторинга) ученики экспериментальной группы – 51% против 4% в контрольных классах.

Подводя итог анализу экспериментального обучения можно сказать, что первые три контрольных среза позволили проверить усвоение учащимися понятия «Географический прогноз» и выявить зависимость его формирования от степени усвоения опорных понятий. Ученики экспериментальных классов существенную роль отвели преобразовательному аспекту природопользования (восстановлению и улучшению природы), в то время как ученики контрольных классов, по-прежнему, делали упор на заповедном аспекте проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Формы обучения, способствующие развитию навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках
Запрос изменения во всех сферах жизни общества поставили острые проблемы системы образования ", на котором для решения этих проблем означает, что для сохранения и приумножения культурного потенциала counyry. Это зависит от возможностей системы образовани ...

Выбор метода обучения
Выбор метода обучения не может быть произвольным. Прежде всего определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. далее следует выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс. В психолого ...

Разделы