Рис. 15. Результаты анализа качества экологических знаний школьников
Анализ качества ответов позволил выяснить глубину понимания учащимися причин появления экологических проблем своей местности и мер, направленных на их преодоление. В ответах первого уровня качества меры по охране и рациональному использованию природы проводилось без достаточного обоснования.
Так, ученица А., характеризуя и оценивая почвы Ленинградской области, пишет о сельскохозяйственном производстве, а природоохранные меры сводит к строительству очистных сооружений и посадке зеленых насаждений .чтобы воздух был чище».
В ответах, отнесенных ко второму уровню качества, ученики связывают природоохранные меры с хозяйственной деятельностью, не раскрывая особенностей природы. Ученик Т. в ответе сообщает: «В Ленинградской области добываются бокситы, сланцы, гравий, песок. После их добычи остаются карьеры, воронки, отвалы, портиться земная поверхность, исчезают леса. Поэтому после добычи нужно засыпать карьеры и озелениять их».
Наиболее полные ответы отнесены к высшему уровню качества. Ученики умело оценивают особенности природы, выявляют экологические проблемы, определяют направления природоохранной деятельности. Ответы третьего уровня отличаются логичностью и последовательностью изложения, содержат большое количество примеров.
Оценивая природные особенности Санкт-Петербурга, ученик К. пишет: «Одной из особенностей климата Санкт-Петербурга являются циклоны, которые иногда вызывают наводнения. Борьба с наводнениями является серьезной проблемой, поэтому в Финском заливе сооружается защитная дамба. Но тогда возникает опасность загрязнения Финского залива, потому, что вода будет застаиваться и загрязнения будут задерживаться дамбой. Поэтому необходимо строить больше очистных сооружений».
Сопоставление результатов трех контрольных срезов показало следующее:
В экспериментальных классах ученики существенную роль отводят преобразовательному аспекту (восстановление и улучшение природы).
Завершающая эксперимент проверочная работа (4 срез) проводилась с целью выяснения понимания учащимися некоторых теоретических основ природопользования и охраны природы.
Учащимся был предложен вопросник следующего содержания:
Почему рациональное природопользование и охрана окружающей среды являются одной из главных проблем современности?
Какие возникают трудности в решении этой проблемы?
Перечислите известные Вам направления природоохранной деятельности людей (на примере России).
Ответы подразделялись на смысловые части, каждая из которых оценивалась одним условным баллом. Баллы по каждой смысловой части суммировались и переводились в проценты.
Результаты проверки, поведенной в контрольных и экспериментальных классах, сведены в Таблицу 5.
Таблица 5. Результаты количественного анализа ответов учеников
Содержание задания |
Смысловые части ответа |
Усвоение знаний (в %) | |
Контрольные классы |
Экспериментальные классы | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Почему рациональное природопользование и охрана окружающей среды являются одной из главных проблем современности? |
Увеличились масштабы воздействия человека на природу |
52 |
74 |
Произошло ухудшение экологических условий жизни человека |
39 |
81 | |
Нарушение природного равновесия вызвало экономический ущерб |
17 |
38 | |
Многие виды ресурсов близки к исчезновению; необходимо чтобы их хватило потомкам |
44 |
71 | |
Исчезновение многих видов животных и растений. Потеря эстетической ценности природы |
75 |
60 | |
Какие возникают трудности в решении этой проблемы? |
Экономические |
9 |
25 |
Научно-технические |
34 |
78 | |
Морально-нравственные |
74 |
90 | |
Политические |
12 |
35 | |
Перечислите известные Вам направления природоохранной деятельности людей (на примере России) |
Строительство очистных сооружений на предприятиях, перевод предприятий за черту города, создание транспортных развязок |
19 |
41 |
Создание без(мало)отходных производств, использование вторсырья, создание экологического транспорта |
18 |
38 | |
Рекультивация земель, мелиорация почв, озеленение |
28 |
48 | |
Создание охраняемых территорий (заповедников, заказников и пр.) |
70 |
58 | |
Законодательное регулирование вопросов охраны окружающей среды |
43 |
53 | |
Контроль за состоянием окружающей среды и географический прогноз |
4 |
51 |
Другие статьи:
Какая связь между контролем, оценкой учителя и
самоконтролем и самооценкой обучающегося
Контроль - процедура получения информации о деятельности и ее результатах, т.е. процедура, обеспечивающая обратную связь. Самоконтроль - самостоятельная процедура. Психолого-педагогический словарь рассматривает самоконтроль как осознание и оценку субъектом со ...
Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения с детьми старшего
дошкольного возраста
Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения . Занятия пост ...