Требования к личности школьника при переходе на вторую ступень общего образования в аспекте психологической готовности

Педагогика » Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе » Требования к личности школьника при переходе на вторую ступень общего образования в аспекте психологической готовности

Страница 7

Основные моменты рассмотренных выше положений и точек зрения представлены в психолого – педагогическом статусе пятиклассника и даны ниже в таблице.

Психолого-педагогический статус пятиклассника

Психологические параметры школьного статуса ребенка

Психолого – педагогические требования к содержанию и уровню развитии данных характеристик

1.

Познавательная сфера

1.1.

Произвольности психических процессов

Высокий уровень учебной активности, самостоятельности

§ Принятие целей, заданных учителем.

§ Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем

§ Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации

§ Поддержание внимания на учебной задаче

1.2.

Уровень развития мышления

Владение приемами установления причинно – следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями

1.3.

Сформированность важнейших учебных действий

§ Ориентация на всю систему требований задачи

§ Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др.

§ Систематизация знаний, перенос учебных навыков

1.4.

Уровень развития речи

§ Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращенной к школьнику

§ Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связанное изложение своих идей, использование доказательств)

§ Грамотность и богатый словарный запас устной речи

1.5.

Уровень развития тонкой моторики

§ Понятность письма

§ Аккуратность оформления письменных работ

§ Способность к различным видам ручного труда

1.6.

Умственная работоспособность и темп умственной деятельности

§ Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока

§ Адаптация к учебной нагрузке

§ Способность работать в едином темпе со всем классом

2.

Особенности общения и поведения

2.1.

Во взаимодействии со сверстниками

§ Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем

§ Способность к эмоциональным привязанностям (дружбе)

2.2.

Взаимодействие с педагогами

§ Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков

§ Проявление уважения к учителю

§ Способность к установлению межличностных отношений с педагогом

2.3.

Соблюдение социальных и этических норм

§ Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и обобщения

2.4.

Поведенческая саморегуляция

§ Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия

§ Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний

§ Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований)

§ Моральная регуляция поведения

2.5.

Активность и автономность

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности

3.

Особенности мотивационно – личностной сферы

3.1.

Наличие и характер учебной мотивации

§ Ориентация на освоение способов получения знания

§ Проявление интереса к закономерностям, принципам

§ Предпочтение трудных заданий

§ Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний

3.2.

Устойчивое эмоциональное состояние в школе

§ Отсутствие выраженных противоречий между:

- требованиями школы (педагога) и родителей

- требованиями взрослых и возможностями ребенка

4.

Особенности системы отношений школьника к миру и к самому себе

4.1.

Отношения со сверстниками

§ Эмоционально – положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками

§ Ориентация на мнение товарищей

4.2.

Отношение с педагогами

§ Эмоционально – положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями

4.3.

Отношение к значимой деятельности

§ Эмоционально – положительное восприятие школы и учение

§ Понимание смысла учения «для себя»

4.4.

Отношение к себе

§ Устойчивая положительная самооценка

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Вклад дошкольных педагогов и учителей начальных классов в процесс первичной гендерной социализации подрастающего поколения
По имеющимся в современной психологической науке данным, применительно к периоду детства образовательные учреждения являются одними из важнейших проводников в культуру, существующую в обществе систему социальных отношений, причем это касается не только массов ...

Критерий отбора и результативности включения задач с экологическим содержанием
Математические задачи с экологическим содержанием могут быть классифицированы по: 1) содержимому признаку: • информационные задачи несущие определенную информацию, которая дает представление об объектах и явлениях, связанных с экологической наукой. • практиче ...

Разделы