Планирование обучения плаванию в детско-юношеских спортивных школах

Педагогика » Применение игрового метода в плавании » Планирование обучения плаванию в детско-юношеских спортивных школах

Страница 1

В настоящее время занятия по обучению технике плавания планируются тренерским советом ДЮСШ исходя из учебного плана .

40 недель, составляющих учебный год, делят на 3 этапа, в соотношении 36:36:48 уроков на каждый этап.

На первом и втором этапе обучение проходит в мелком бассейне. Основу программы составляет комплексное изучение элементов техники спортивных способов плавания и одновременное освоение техники плавания кролем на груди и на спине. Второй этап отводится закреплению и совершенствованию техники плавания кролем на груди и на спине, стартов, поворотов, изучению техники плавания способом дельфин. На третьем этапе продолжается дальнейшее совершенствование изученных способов плавания и обучение способу брасс. Занятия проводятся на большой ванне.

По итогам курса обучения ученики сдают контрольные нормативы. Требуется проплыть: 1) 25 м дельфин и 25 м брасс с оценкой техники плавания; 2) 100 м комплексно с оценкой выполнения стартов и поворотов; 3) 200 м одним из способов без учета времени.

Структура занятия.

Урок, как основная форма организации и проведения учебных занятий, условно разделяется на три части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть включает организацию и предварительную подготовку занимающихся к выполнению задач урока. Проводятся построение, расчет, объяснение задач, выполнение разминки на суше, объяснение и показ учебного материала.

Основная часть направлена на решение главных задач и занимает большую часть времени. Здесь осуществляется закрепление и совершенствование навыков в плавании, изучение нового материала.

Заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки и повышение эмоциональности занятия. Выполняются прыжки в воду, ныряния, игры, эстафетное, свободное плавание, где в соревновательных и игровых формах происходит закрепление плавательных навыков.

Урок заканчивается организованным выходом из воды, подведением итогов. Отмечаются успехи и недостатки в освоении учебного материла отдельными учениками и всей группой.

Методика обучения.

Упражнения для изучения техники плавания условно разделяются на группы в зависимости от последовательности их изучения и решения задач, возникающих на разных этапах процесса обучения.

На начальном этапе обучения часто применяются имитационные упражнения на суше. Они помогают создать представление о форме упражнений и движений, его координационной и ритмо-темповой структуре. После ознакомления с движениями на суше происходит их повторение в воде.

В первую очередь, это дыхательные упражнения, упражнения на скольжение. По мере освоения этих навыков переходят на выполнение упражнений для изучения движения ногами и их согласование с дыханием. Выполняются с опорой, в скольжениях, с доской. Далее изучаются простейшие гребковые движения сначала на задержке дыхания, а затем в согласовании с вдохами-выдохами (стоя в наклоне вперед, в ходьбе по дну).

Следующую группу составляют упражнения для согласования движений в каждом способе плавания. Применяется плавание с различными сочетаниями движений руками, ногами и дыхания («связки»). Их выполнение облегчает освоение способа (особенно кроля на груди и на спине) в полной координации движений. Упражнения для согласования движений в полной координации формирует целостный навык спортивного способа. Применяется: плавание в координации на задержке дыхания, с выполнением вдоха через несколько циклов движений, с дыханием на каждом цикле. После овладения учениками навыками спортивных способов плавания начинается изучение стартов и поворотов.

Успешность обучения определяют следующие предпосылки:

1. Соответствие программы обучения возрасту и подготовленности занимающихся. Установлено, что возраст 8 – 10 лет является оптимальным для быстрого и качественного освоения техники движений.

Кроме того, из детей, обученных плавать в этом возрасте, подготовлено самое большое количество пловцов высокого класса по сравнению с детьми других возрастов. Обучение плаванию детей младших возрастов требует больше времени из-за медленного освоения ими техники движений, трудностей, связанных с организацией занятий (не знают команд, не могут открыть и закрыть душ, отрегулировать температуру воды), пропусков и заболеваний. К тому же, плавание обладает отрицательными признаками любого циклического вида спорта, связанное с необходимостью выполнять монотонные движения в течение основной части урока. Немаловажно то, что занятия выполняются в некоторой изоляции от тренера и общение с ним несколько ограничено.

В результате дети, начавшие занятия плаванием в раннем возрасте (4- 6 лет), к 8 – 9 годам попросту устают и теряют интерес к этому виду спорта.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся
Ввиду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос, как организовать учебную работу так, чтобы она активизировала каждого отдельного учащегося. Решение этого вопроса и является одной из основных задач индивидуализации учебной работы. Необходимо ...

Выявление уровня интеллектуального развития младшего школьника
Для выявления уровня интеллектуального развития школьников используются тестоподобные задания, охватывающие основные умственные способности учащихся. v Тест на интеллект ( CFIT ) Предложен Р. Кэттеллом в 1958 г. и расшифровывается как Culture Free Intellect T ...

Разделы