По утверждению М.И. Дьяченко и Л.А. Кадыбович, одним из наиболее важных мотивов является интерес к деятельности. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы были довольны и родители, и учителя – еще достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе в конце начальной школы сменяется ожиданием перемен к лучшему. В психологических исследованиях показано, что почти все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету. Однако критерием такой оценки служит не реальная успеваемость по данному предмету, а субъективное отношение к нему.
Доказано, что важнейшим фактором развития отношения к учебной деятельности является уровень ее успешности. Есть успех – есть и желание учиться. Успех в любом деле, по мнению С.Н. Лысенковой, «окрыляет» ребенка, а постоянные неудачи лишь отбивают охоту учиться. Нельзя не вспомнить парадокс В.А.Сухомлинского: чтобы ребенок хорошо учился, нужно, чтобы он… хорошо учился.
Успешность учебной деятельности, по С.Л. Рубинштейну, во многом зависит от состояния здоровья и физического развития учащихся. Состояние здоровья пятиклассника в начале обучения в основной школе – это тот резерв, тот запас сил, который определяет не только успешность обучения в 5 классе, но и всего дальнейшего «школьного марафона». Лишь соблюдение учащимися режима питания, труда и отдыха, равномерные учебные нагрузки, занятия физической культурой помогут, не переутомляя пятиклассников, решать вопросы развития их личности и познавательной сферы.
Психологический анализ трудностей, испытываемых учащимися при переходе на вторую ступень общего образования, свидетельствует о том, что нередко их источником являются недостаточные знания выпускниками начальной школы специфики учебной деятельности в 5 классе и, соответственно, связанные с этой деятельностью неадекватные ожидания. Для успешной деятельности необходимо осознание учеником целей, жизненных планов, идеалов, т.е. понимание того, что он ждет от предстоящей учебной деятельности, осознание личностных возможностей, проявляющихся в ней.
Поводя итог всему выше сказанному, можно заключить, что при переходе из начальной школы в основную учащиеся испытывают ряд трудностей, которые связаны …
1) с перестройкой сложившихся стереотипов и приспособлением к новой дидактической ситуации:
- переход на кабинетную систему обучения;
- увеличение объема и сложности учебного материала (что приводит к перегрузкам учащихся);
- необходимость изучения новых учебных предметов;
- переход на предметное преподавание;
- усложнение форм, методов, методик обучения;
- нестабильность учебного процесса (перестановки, замены уроков, отсутствие дополнительных занятий, бессистемность внеклассной работы, замещение учителей и т.д.);
- переход на шестидневную учебную неделю;
- несоответствие учебных программ и учебников начальной и основной школы;
- отсутствие преемственности в учебно – воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников;
- увеличение удельного веса самостоятельной работы учащихся;
- уменьшение свободного времени;
- обучение во вторую смену;
2) с новыми знаниями и способностями к их усвоению:
- несоответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям программы начальной школы («груз» неусвоенного не позволяет успешно продвигаться дальше);
- неумение учиться (отсутствие основных общеучебных умений навыков);
- низкий уровень развития интеллектуальной сферы личности;
- несформированность основных психологических новообразований младшего школьного возраста (произвольности психических познавательных процессов, теоретического мышления);
Другие статьи:
Методические рекомендации по использованию сказки в
воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество. Очень важно, чтобы родители и воспитатели после ч ...
Мотивация достижений
В первой половине XX столетия в зарубежной психологии господствовали психоналатические взгляды относительно мотивации достижения, согласно которым основные мотивы человека формируются в раннем детстве. Например, мотивация достижения (выражающаяся в стремлении ...