В основной школе расширяются границы учебной деятельности. Серьезные личностные переживания вызывает у школьника неумение учиться. Под «умением учиться» Ю.К. Бабанский понимает владение учеником совокупностью основных общеучебных умений и навыков. «Неумение учиться» – наиболее распространенная причина многих случаев школьной дезадаптации в 5 классе. По мнению Д. Хамблина, негативные установки на учение «во многих случаях выступают не как причина, а как следствие неспособности справиться с учебной задачей из – за отсутствия нужных умений и навыков». По данным Ю.К. Бабанского, одной из причин отставания школьников в учении (это относится и к исследуемому нами переходному периоду) является замедленный темп чтения и письма. У. Глассер считает, что если дети в начальной школе не научились читать и считать в соответствии с установленными нормами, то эти навыки у них уже не разовьются в средних классах.
Знания и умения сами по себе еще не обеспечивают успешности деятельности. Решающее значение в усвоении школьной программы имеет уровень развития познавательных процессов. «Для любого проявления интеллекта необходим опыт, предварительное накопление знаний и умений, без чего невозможно дальнейшее продвижение вперед».
Недостаточный уровень интеллектуального развития выпускников начальной школы значительно затрудняет их учебу в 5 классе, так как интеллект, по утверждению М. Дональсона, является важным условием усвоения учебного материала. «Как правило, нелегко дается учеба школьникам, у которых плохо развиты мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), не соответствует возрасту речевое развитие, память не стала мыслящей, а восприятие – думающим».
Недостаточный уровень усвоения программы начальной школы, несформированность основных компонентов учебной деятельности, низкий уровень развития интеллектуальной сферы значительно снижают интерес пятиклассника к школе и самому процессу учения.
Учебная деятельность школьников побуждается системой разнообразных мотивов, которые Л.И. Божович понимает как то, ради чего осуществляется деятельность (в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена), и подразделяет их на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения; другие – всей системой отношений ребенка с окружающей действительностью и лежат за пределами учебного процесса.
При переходе на вторую ступень общего образования жизнь школьника не ограничивается только учебной деятельностью. На рубеже подросткового возраста у учащихся появляются новые интересы, потребности, чувства, ценностные ориентации, которые являются важными показателями личностного становления, а те интересы, которые были характерны для младшего школьного возраста, отмирают и перестраиваются. Выявлена дифференциация интереса к различным предметам. Некоторые предметы начинают восприниматься учащимися как скучные и однообразные.
Наряду с учебной деятельностью большое значение имеет коллективная общественно – полезная деятельность. Именно общественно – полезная деятельность, считает Г. Филдс, выступает ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Нельзя забывать, что отношение детей к любой деятельности зависит от уровня и характера ее организации. Справедливо замечание А.К. Марковой, «что не возраст сам по себе, а тип учения (все виды деятельности ребенка и характер взаимодействия в ней с другим человеком) в этом возрасте определяет мотивацию» .
По мнению А.Н. Леонтьева , понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива, который он определяет как объект, отвечающий той или иной потребности и ведущий субъекта к деятельности. Структура мотивационной сферы школьника определяет направленность его личности, которая может иметь разный характер в зависимости от того, какие мотивы являются доминирующими.
Другие статьи:
Методы обучения химии
К основным разделам методики обучения химии относятся методы, формы, средства обучения и научная организация труда учителя химии. Как известно, любое учебное содержание не может быть введено в учебный процесс вне метода. Поэтому метод обучения с философской т ...
Организация работы по обогащению воспитателями содержания сюжетно-ролевых
игр старших дошкольников
Целью формирующего эксперимента стало проведение целенаправленной работы по обогащению воспитателями содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста Задачи формирующего эксперимента: 1) разработать систему работы, способствующую совершенств ...