Какова роль "товарищеского суда"

Страница 2

Учебное взаимодействие во фронтальной работе центрировано на учителе, где он является главным организатором учебного процесса на уроке, он ставит перед классом учебную задачу, контролирует процесс ее выполнения. Учителю "принадлежат" такие сферы учебной работы как целеполагание, контроль и оценка, и даже такие ее компоненты, которые, казалось бы, должны полностью осуществляться учениками (поиск средств и способов решения задачи, само решение, т.е. исполнительская часть учебной работы), достаточно жестко регулируются учителем.

В отличие от фронтальной формы групповую форму организации характеризует то, что существенным образом меняется позиция учителя. Нет необходимости опосредовать каждую коммуникацию между детьми, контролировать процесс поиска решения. Совместно решая общую задачу в группах, дети непосредственно взаимодействуют друг с другом. Поиск ответа на поставленный вопрос стимулирует обмен разными мнениями. Ученику нужно выбрать из всех ответов наиболее верный, отсюда - необходимость ответственности за свое мнение и за общее решение всей группы. Групповая работа более чем фронтальная обращена к каждому отдельному ученику. У каждого ребенка больше возможностей поработать с собственным незнанием при помощи других детей. Для взаимного понимания при совместном обсуждении детям необходимо четко, развернуто, доступно для других формулировать свои мысли, работа в группе полезна для всех членов группы.

В основном субъект учебной деятельности здесь представлен через участие учащегося в соорганизации группы, распределении функций; умение организовывать собственное поведение, подчиняясь нормам совместной учебной работы; принятие и удерживание общей задачи, поиска решения и самостоятельной оценки его правильности.

Третьей формой организации учебного взаимодействия является дискутирующий класс. Это качественно новый уровень фронтальной формы учебного процесса, в котором дети для работы со своими содержательными трудностями используют способы организации и сотрудничества, усвоенные ими на предыдущих этапах фронтального и группового взаимодействия. Дискутирующим классом мы называем такой режим работы, когда практически весь класс вместе работает над одной содержательной проблемой. На уроке идет обсуждение, общее для всего класса, вместе с учителем, характеризующееся максимальной включенностью всех участников. Ученики и учитель здесь равноправны. Мнения учителя - это один из взглядов, который должен быть обоснован, с которым можно спорить, соглашаться или не соглашаться. Такой тип работы может возникнуть во время межгрупповой дискуссии при групповой работе или при фронтальной работе, когда вопрос, проблема, выдвинутые учителем или учеником, становятся важными для каждого и инициируют общие обсуждения. Отдельный ученик может соорганизовать весь класс для преодоления ситуации своего незнания, во многом принимая на себя функции учителя. Он управляет процессом обсуждения, требует обоснования различных ответов на свой вопрос, принимает или отвергает эти решения.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Психолого-педагогическая компетенция
Первый блок включает дисциплины психологии и педагогики, вооружает будущих учителей знаниями психологии, умениями отслеживать возрастные и индивидуальные особенности в развитии и формировании социальной активности личности подростка, что, естественно, служит ...

Сущность педагогической деятельности
Педагогическая деятельность – особый вид человеческой деятельности, которая имеет целенаправленный характер, потому что педагог всегда ставит перед собой определенную цель (например научить читать географическую карту, воспитать такое качество личности, как п ...

Разделы