Здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения как социально-воспитательный феномен

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы » Здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения как социально-воспитательный феномен

Страница 5

Для создания благоприятной эмоционально-поведенческой среды в школе каждый специалист учреждения должен реализовывать в своей деятельности педагогическую аксиому: пример педагога по всему спектру внешних проявлений - образец для учащихся, причем, во многом на подсознательном уровне. Умение «дирижировать» состоянием активности учащихся (и управлять своим собственным) - важный критерий оценки здоровьесберегательности используемых учителем педагогических технологий. Отдельные позы, жесты, действия, эмоциональные посылы учителя, периодически повторяясь на уроке, могут стать (и становятся!) стимулами, запускающими определенные реакции и состояния у учащихся. Эмоционально-поведенческие проявления учащихся на переменах – также важный элемент оценки здоровьесберегающей среды школы. Возможность переключения деятельности, физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах - условие восстановления сил к следующему уроку, которые школа должна создать, а ученики - использовать. Еще одна актуальная проблема, тестирующая компетентность учителей, различных специалистов (психологов, социальных педагогов, дефектологов, валеологов и др.), администрации школы в вопросах здоровьесбережения - так называемая «канализация агрессии» учащихся педагогическими средствами. Причин для появления агрессивности у населения вообще, и у подростков, в частности, достаточно. Это стрессы, фрустрации, неудовлетворенность условиями жизни, зависть, агрессивность окружающей среды, потеря ориентиров и т.д. Проявления агрессивности на уроках нарушают дисциплину, разрушают эмоциональный климат, деформируют ход учебного процесса. Все это, включая непосредственно агрессивное напряжение, имеет отношение к здоровью субъекта, проявляющего агрессивность, и всех, кто его окружает. Именно здесь психотерапевтическая грамотность специалистов школы позволяет находить оптимальные пути нормализации ситуации, с учетом индивидуального подхода к конкретному учащемуся.

Организационно-управленческая подструктура ЗСШ. На сегодняшний день в каждой школе как адаптивной педагогической системе стоит проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся всех категорий. И хотя образовательная функция в школе по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Таким образом, реализация в образовательном процессе школы концептуальных положений, идей здоровьесберегающей педагогики предполагает последовательное формирование в учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, а также воспитание у учащихся культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения и воспитания, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с тем, каков суммарный потенциал здоровья детей, подростков, молодежи.

По данным исследований только 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40 % имеют различную хроническую патологию, каждый второй ученик страдает сразу несколькими хроническими заболеваниями. В числе прогрессирующих - болезни опорно-двигательного аппарата, нервные, аллергические болезни, близорукость [53]. Медики отмечают, что наиболее неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся складывается в школах нового типа - гимназиях, лицеях, колледжах, что связано с особенной их нагрузкой. Так, гимназисты страдают значительным повышением артериального давления, проявлениями невротизации и т.д. Приходится констатировать, что наряду с влиянием общей социально-экономической ситуации в стране свою лепту в ухудшение состояния здоровья учащихся вносит современная школа. В числе таких неблагоприятных педагогических факторов Е.Е. Чепурных называет: интенсификацию учебного процесса; стрессовые последствия авторитарной педагогики, которая все еще имеет место в нашей школе; раннее начало дошкольного систематического обучения; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся; несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточную подготовку педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей; недостатки в существующей системе физического воспитания и т.п. Анализ выявленных современных проблем, как по различным структурным составляющим здоровья (соматического, физического, психического, нравственного, социального), так и по осознанию взаимосвязи между образом жизни и состоянием здоровья учащихся, позволил сделать общий вывод: здоровье подрастающего поколения резко ухудшается, школьники обладают низкой мотивированностью, компетентностью в вопросах здорового образа жизни, слабой готовностью заниматься сохранением и укреплением собственного здоровья. Следовательно, основной проблемой, над решением которой необходимо работать, является модернизация целостного педагогического процесса в общеобразовательной школе, его ориентирование на сохранение здоровья детей на протяжении всего образовательного периода и создание у них мотивации к здоровому образу жизни, формирование основ социального здоровья выпускника школы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Выбор модели методической службы - ключевое условие ее эффективности
В современных условиях образовательная система является территориальной, учитывающей все связи внутри данного территориального образования. Изменившаяся экономическая обстановка в стране и регионах не способствует развитию системы образования только из центра ...

Дифференциация обучения младших школьников на различных этапах урока математики
Не обязательно вводить дифференциацию на всех этапах урока. Это требует от учителя большой по объёму подготовки к уроку и, кроме того, не всегда даёт необходимый эффект. Учитель определяет, нужна ли дифференцированная работа в зависимости от типа урока, особе ...

Разделы