Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы

Кардинальные изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы XX века, затронули функционирование всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к возникновению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. Социальная адаптация несовершеннолетних к новым экономическим, политическим и культурным условиям, формирование у ребенка такого жизненного опыта, который мог бы стать барьером для возникновения девиантных форм поведения - это всего лишь небольшой перечень вопросов, составляющих область проблем современного детства. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности общеобразовательных учреждений в сфере формирования социального здоровья учащихся. В последнее время проблемы укрепления здоровья детей и подростков, предотвращения социальной, личностной и нравственной деградации несовершеннолетних начали рассматриваться как взаимосвязанные между собой. Здоровье и качество жизни детей признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2010 года.

На сегодняшний день в науке сложились определенные теоретико-методологические и методические предпосылки для разработки проблемы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательных школ. Исследованы необходимые условия для создания здоровьесберегающей среды и формирования здорового образа жизни учащихся (М.Я. Виленский, Б.А. Воскресенский, Л.А. Коротаева, А.Ц. Пуни, С.Г. Сериков, А.В. Шувалов и др.). Методологические основы здоровьесберегающего подхода к организации образовательного процесса отражены в работах Н.М. Амосова, М.М. Безруких, И.В. Дубровиной, В.П. Казначеева, В.И. Слободчикова, Л.Г.Татарникова, А.Г. Хрипкова и др. В трудах Н.К.Смирнова, Л.Д. Соломенко, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др. рассмотрены вопросы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. В ряде исследований отражены различные аспекты проблемы влияния социальной среды на здоровье человека (А.Г. Асмолов, В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, Д.П. Дербенев, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Р.В. Овчарова, М.И. Рожков и др.).

В работах О.И. Воленко, А.И. Лучанкина, А.А. Сняцкого, И.И. Фришман, Е.Б. Штейнберга и др. рассмотрены методические аспекты здоровьесберегающих технологий работы с детьми в клубных объединениях. В диссертационных исследованиях Т.П. Васильевой, Т.Ф. Ореховой, Н.П. Повещенко, Н.И. Стрекаловой, Л.П. Чисталева и др. проанализированы подходы различных наук (медицины, социологии, философии, педагогики, психологии) к здоровью, изучалось влияние школы и семьи на сохранение здоровья школьников, оценивалось состояние здоровья детей при различных формах организации учебно-воспитательного процесса. Ряд исследований (Н. Бромлей, Д. Виллиам, Н. Виттон и др.) посвящен анализу международного опыта сохранения и укрепления здоровья школьников.

Несмотря на интенсивность исследований, проблема формирования социального здоровья учащихся в условиях современного общеобразовательного учреждения остается актуальной.

Анализ литературных источников позволил констатировать наличие проблемы: каковы сущностные характеристики педагогической системы формирования социального здоровья учащихся и условия эффективной ее реализации в современной социокультурной ситуации жизнедеятельности общеобразовательной школы? Научная и практическая значимость решения данной проблемы определили выбор темы исследования: «Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях общеобразовательной школы».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: педагогическая система формирования социального здоровья учащихся общеобразовательной школы.

Цель: разработка педагогической системы формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что педагогическая системы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательной школы эффективна, если:

• обеспечивается индивидуальный комплексный мониторинг состояния здоровья школьников (компонентами которого являются: саногенетический мониторинг физиологического статуса организма, социально-педагогический мониторинг поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья подростков; психолого-педагогический мониторинг социально-адаптационного потенциала учащегося и др.);

• созданы организационно-педагогические условия для формирования социального здоровья учащихся (направленность учебно-воспитательного процесса на формирование у школьников мотивированной потребности в здоровом образе жизни; выбор образовательных технологий, сберегающих здоровье субъектов целостного педагогического процесса; интеграция элементов здорового образа жизни в содержание школьных базовых дисциплин; педагоги, специалисты школы владеют здоровьесберегающими технологиями, постоянно корректируют свою профессиональную деятельность с учетом актуальных и перспективных потребностей в сфере обеспечения социального здоровья детей; педагоги создают условия для активизации самовоспитания школьников в сфере саморегуляции поведения, саморазвития основ социального здоровья личности);

• обеспечивается интеграция усилий специалистов школы, семьи, социальных партнеров школы (учреждений дополнительного образования, общественных организаций и др.) в непрерывном процессе формирования социального здоровья ребенка;

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой перед исследованием стояли следующие задачи:

1. уточнить содержательное наполнение понятия «социальное здоровье личности», сущность и содержание процесса формирования социального здоровья учащихся в контексте современной модернизации школьного образования;

2. определить основные подходы к формированию социального здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе школы на основе анализа и систематизации отечественного и зарубежного опыта;

3. раскрыть возможности школьных базовых дисциплин по интеграции в них вопросов здорового образа жизни, социального здоровья личности.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические — анализ философской, социологической, медицинской, психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов, синтез получаемых материалов, моделирование; констатирующие - изучение и обобщение опыта работы педагогов в сфере формирования социального здоровья учащихся; теоретико-методический и психолого-педагогический анализ и синтез содержания программ физкультурно-оздоровительной, социально-педагогической, психотерапевтической, профилактической коррекционно-развивающей работы.

Цель, задачи и логика исследования определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

В главе проводится анализ состояния разработанности проблемы в медицинской, философской, психологической и педагогической науке; даются трактовки понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесберегающие технологии», раскрыты сущностные характеристики основных понятий исследования «социальное здоровье личности», «здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения», приведены имеющиеся подходы к классификации здоровьесберегающих факторов жизнедеятельности человека, описаны основные медико-биологические, социально-экономические, психолого-педагогические факторы; охарактеризованы подходы к выделению критериев здоровья школьников; приведены и проанализированы статистические данные, характеризующие основные тенденции в состоянии здоровья учащихся современной России; охарактеризована проблема ценностного отношения школьников к здоровью; отмечено, что это отношение проявляется в образе жизни школьника, который принципиально изменился в конце XX – начале XXI в.; приведен обзор исследований, посвященных вопросам формирования здорового образа жизни школьников; выявлены основные тенденции отечественной и зарубежной педагогической практики в сфере формирования социального здоровья подрастающего поколения; приведены подробные характеристики компонентов здоровьесберегающей среды школы (социокультурологического, экологического, образовательного, эмоционально-поведенческого); особое внимание уделено педагогическому анализу здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе школы.

здоровье социальный личность педагогический учащийся

Другие статьи:

Разделы