Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы

Кардинальные изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы XX века, затронули функционирование всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к возникновению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. Социальная адаптация несовершеннолетних к новым экономическим, политическим и культурным условиям, формирование у ребенка такого жизненного опыта, который мог бы стать барьером для возникновения девиантных форм поведения - это всего лишь небольшой перечень вопросов, составляющих область проблем современного детства. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности общеобразовательных учреждений в сфере формирования социального здоровья учащихся. В последнее время проблемы укрепления здоровья детей и подростков, предотвращения социальной, личностной и нравственной деградации несовершеннолетних начали рассматриваться как взаимосвязанные между собой. Здоровье и качество жизни детей признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2010 года.

На сегодняшний день в науке сложились определенные теоретико-методологические и методические предпосылки для разработки проблемы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательных школ. Исследованы необходимые условия для создания здоровьесберегающей среды и формирования здорового образа жизни учащихся (М.Я. Виленский, Б.А. Воскресенский, Л.А. Коротаева, А.Ц. Пуни, С.Г. Сериков, А.В. Шувалов и др.). Методологические основы здоровьесберегающего подхода к организации образовательного процесса отражены в работах Н.М. Амосова, М.М. Безруких, И.В. Дубровиной, В.П. Казначеева, В.И. Слободчикова, Л.Г.Татарникова, А.Г. Хрипкова и др. В трудах Н.К.Смирнова, Л.Д. Соломенко, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др. рассмотрены вопросы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. В ряде исследований отражены различные аспекты проблемы влияния социальной среды на здоровье человека (А.Г. Асмолов, В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, Д.П. Дербенев, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Р.В. Овчарова, М.И. Рожков и др.).

В работах О.И. Воленко, А.И. Лучанкина, А.А. Сняцкого, И.И. Фришман, Е.Б. Штейнберга и др. рассмотрены методические аспекты здоровьесберегающих технологий работы с детьми в клубных объединениях. В диссертационных исследованиях Т.П. Васильевой, Т.Ф. Ореховой, Н.П. Повещенко, Н.И. Стрекаловой, Л.П. Чисталева и др. проанализированы подходы различных наук (медицины, социологии, философии, педагогики, психологии) к здоровью, изучалось влияние школы и семьи на сохранение здоровья школьников, оценивалось состояние здоровья детей при различных формах организации учебно-воспитательного процесса. Ряд исследований (Н. Бромлей, Д. Виллиам, Н. Виттон и др.) посвящен анализу международного опыта сохранения и укрепления здоровья школьников.

Несмотря на интенсивность исследований, проблема формирования социального здоровья учащихся в условиях современного общеобразовательного учреждения остается актуальной.

Анализ литературных источников позволил констатировать наличие проблемы: каковы сущностные характеристики педагогической системы формирования социального здоровья учащихся и условия эффективной ее реализации в современной социокультурной ситуации жизнедеятельности общеобразовательной школы? Научная и практическая значимость решения данной проблемы определили выбор темы исследования: «Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях общеобразовательной школы».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: педагогическая система формирования социального здоровья учащихся общеобразовательной школы.

Цель: разработка педагогической системы формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что педагогическая системы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательной школы эффективна, если:

• обеспечивается индивидуальный комплексный мониторинг состояния здоровья школьников (компонентами которого являются: саногенетический мониторинг физиологического статуса организма, социально-педагогический мониторинг поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья подростков; психолого-педагогический мониторинг социально-адаптационного потенциала учащегося и др.);

• созданы организационно-педагогические условия для формирования социального здоровья учащихся (направленность учебно-воспитательного процесса на формирование у школьников мотивированной потребности в здоровом образе жизни; выбор образовательных технологий, сберегающих здоровье субъектов целостного педагогического процесса; интеграция элементов здорового образа жизни в содержание школьных базовых дисциплин; педагоги, специалисты школы владеют здоровьесберегающими технологиями, постоянно корректируют свою профессиональную деятельность с учетом актуальных и перспективных потребностей в сфере обеспечения социального здоровья детей; педагоги создают условия для активизации самовоспитания школьников в сфере саморегуляции поведения, саморазвития основ социального здоровья личности);

• обеспечивается интеграция усилий специалистов школы, семьи, социальных партнеров школы (учреждений дополнительного образования, общественных организаций и др.) в непрерывном процессе формирования социального здоровья ребенка;

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой перед исследованием стояли следующие задачи:

1. уточнить содержательное наполнение понятия «социальное здоровье личности», сущность и содержание процесса формирования социального здоровья учащихся в контексте современной модернизации школьного образования;

2. определить основные подходы к формированию социального здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе школы на основе анализа и систематизации отечественного и зарубежного опыта;

3. раскрыть возможности школьных базовых дисциплин по интеграции в них вопросов здорового образа жизни, социального здоровья личности.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические — анализ философской, социологической, медицинской, психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов, синтез получаемых материалов, моделирование; констатирующие - изучение и обобщение опыта работы педагогов в сфере формирования социального здоровья учащихся; теоретико-методический и психолого-педагогический анализ и синтез содержания программ физкультурно-оздоровительной, социально-педагогической, психотерапевтической, профилактической коррекционно-развивающей работы.

Цель, задачи и логика исследования определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

В главе проводится анализ состояния разработанности проблемы в медицинской, философской, психологической и педагогической науке; даются трактовки понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесберегающие технологии», раскрыты сущностные характеристики основных понятий исследования «социальное здоровье личности», «здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения», приведены имеющиеся подходы к классификации здоровьесберегающих факторов жизнедеятельности человека, описаны основные медико-биологические, социально-экономические, психолого-педагогические факторы; охарактеризованы подходы к выделению критериев здоровья школьников; приведены и проанализированы статистические данные, характеризующие основные тенденции в состоянии здоровья учащихся современной России; охарактеризована проблема ценностного отношения школьников к здоровью; отмечено, что это отношение проявляется в образе жизни школьника, который принципиально изменился в конце XX – начале XXI в.; приведен обзор исследований, посвященных вопросам формирования здорового образа жизни школьников; выявлены основные тенденции отечественной и зарубежной педагогической практики в сфере формирования социального здоровья подрастающего поколения; приведены подробные характеристики компонентов здоровьесберегающей среды школы (социокультурологического, экологического, образовательного, эмоционально-поведенческого); особое внимание уделено педагогическому анализу здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе школы.

здоровье социальный личность педагогический учащийся

Другие статьи:

Общая характеристика магистерской программы 080200.68 – Менеджмент
Цель магистерской программы – развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенции в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, с учетом хара ...

Цель и содержание обучения школьников в рамках интегрированных кружков по информатике
В процессе обучения интеграция – это проявление дидактического принципа системности (А. И. Азевич, А. К. Артемов, Ю. К. Бабанский, В. С. Безрукова, М. Н. Берулава, С. В. Гордина, А. Я. Данилюк, В. А. Далингер, В. Р. Ильченко, Б. М. Кедров, Я. И. Коменский, В. ...

Разделы