Здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения как социально-воспитательный феномен

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы » Здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения как социально-воспитательный феномен

Страница 2

В структуре ЗСШ можно выделить несколько феноменологически близких явлений (подструктур), которые в совокупности и составляют данную среду. В структуре здоровьесберегающей среды школы в единстве и взаимосвязи представлены следующие подструктуры: социокультурологическая, экологическая, учебно-воспитательная, эмоционально-поведенческая, организационно-управленческая. Кратко опишем основные из них.

Социокультурологическая подструктура здоровьесберегающей среды школы характеризуется изменениями отношений между взрослыми и детьми, свойственными для современного цивилизованного общества (Таблица № 2).

Таблица № 2

Изменение взглядов на мир детства в педагогическом сообществе в современном социокультурологическом контексте

Традиционные отношения в авторитарной школе

Новые отношения в здоровьесберегающей среде школы

Принцип субординации:

мир детства - часть мира взрослых, часть неравноценная и подчиненная целому; мир детства – несамостоятельный «придаток» мира взрослых

Принцип равенства: мир детства и мир взрослых - совершенно равноправные части человечества, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга

Принцип монологизма: мир детства - мир учеников и воспитанников, мир взрослых – мир учителей и воспитателей; мир детства - чистая потенция, которая лишена своего собственного и ценного для мира взрослых содержания, мир взрослых существует, тогда как мир детей лишь взрослеет, усваивая содержание мира взрослых.

Принцип диалогизма: мир детей так же, как и мир взрослых, обладает своим собственным содержанием, которое представляет несомненную ценность для мира взрослых - концентрированной духовностью и нравственностью. Взаимодействие этих миров должно строиться как диалогичный и целостный учебно-воспитательный процесс, в котором обучение представляет собой движение мира взрослости в мир детства, а воспитание, напротив, - движение содержания мира детства в мир взрослых

Принцип произвола и контроля: мир взрослых всегда жил по своим законам и навязывал эти законы миру детей; мир детства воспринимал воздействия мира взрослых, но никогда не воздействовал на него; мир детей всегда находился под контролем мира взрослых, который традиционно рассматривался как необходимый элемент процесса обучения и воспитания, обеспечивающий фактически принудительную ассимиляцию мира детства миром взрослых.

Принцип сосуществования: мир детей и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, не навязывания друг другу своих ценностей и законов. Мир взрослых должен принять следующее положение: дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия не мотивировались; мир взрослых должен предоставить миру детства свободу выбирать свой собственный путь, обеспечивая при этом лишь условия сохранения жизни и здоровья детей.

Принцип взросления: развития мира детства традиционно рассматривается как взросление, то есть планомерное движение детей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов, нарушение процесса взросления традиционно оценивается взрослыми как аномалия, а все виды и проявления инфантилизма - как следствие физических и психических заболеваний у детей

Принцип соразвития: развитие мира детства - процесс, параллельный развитию мира взрослости; цель развития любого человека - гармонизация в своей личности начал мира взросления и мира детства и психических заболеваний у детей

Принцип деформации: мир детей всегда так или иначе деформирован вторжением взрослых; подлинная природа мира детей взрослым фактически неизвестна, так как в любом из детских возрастов мир взрослых видит только проявление взрослости или отклонения от этих проявлений (инфантилизм, невоспитанность и т.д.).

Принцип принятия: особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, какие они есть, безотносительно к каким бы то пи было внешним эталонам, нормам и оценкам «взрослости» и «детскости».

Социокультурологическое здоровьесберегающее пространство школы отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательный процесс и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов. Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали философы и врачеватели еще много столетий назад. В XX веке появились такие понятия и направления работы как «арттерапия», «библиотерапия», «музыкотерапия», «изотерапия» и т.п. И хотя эти термины касаются в основном лечебных процедур, значительная часть этих программ имеет профилактическую, коррекционную и развивающую направленность. Ролевые игры и тренинги, изотерапия, хоровое пение и пр. - все это не только психотерапевтические, но и образовательные формы работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Методики диагностики индивидуальных особенностей мышления
При исследовании особенностей мышления необходимо учитывать, что в основном тестовые методики изучения мышления чётко разграничивают два вида мышления: вербально-логическое и наглядно-образное. Для изучения мышления младшего школьника целесообразно отбирать д ...

Информатизация внеурочной деятельности школьников. Использование средств информационных технологий при организации внеурочных занятий
Давно известно, что одним из определяющих воспитательных факторов для школы является наличие благотворно влияющей среды обитания. Широкая сеть бытовых, досуговых, развлекательно-познавательных учреждений, библиотек в непосредственной близости к учебным заведе ...

Разделы