Здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения как социально-воспитательный феномен

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы » Здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения как социально-воспитательный феномен

Страница 2

В структуре ЗСШ можно выделить несколько феноменологически близких явлений (подструктур), которые в совокупности и составляют данную среду. В структуре здоровьесберегающей среды школы в единстве и взаимосвязи представлены следующие подструктуры: социокультурологическая, экологическая, учебно-воспитательная, эмоционально-поведенческая, организационно-управленческая. Кратко опишем основные из них.

Социокультурологическая подструктура здоровьесберегающей среды школы характеризуется изменениями отношений между взрослыми и детьми, свойственными для современного цивилизованного общества (Таблица № 2).

Таблица № 2

Изменение взглядов на мир детства в педагогическом сообществе в современном социокультурологическом контексте

Традиционные отношения в авторитарной школе

Новые отношения в здоровьесберегающей среде школы

Принцип субординации:

мир детства - часть мира взрослых, часть неравноценная и подчиненная целому; мир детства – несамостоятельный «придаток» мира взрослых

Принцип равенства: мир детства и мир взрослых - совершенно равноправные части человечества, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга

Принцип монологизма: мир детства - мир учеников и воспитанников, мир взрослых – мир учителей и воспитателей; мир детства - чистая потенция, которая лишена своего собственного и ценного для мира взрослых содержания, мир взрослых существует, тогда как мир детей лишь взрослеет, усваивая содержание мира взрослых.

Принцип диалогизма: мир детей так же, как и мир взрослых, обладает своим собственным содержанием, которое представляет несомненную ценность для мира взрослых - концентрированной духовностью и нравственностью. Взаимодействие этих миров должно строиться как диалогичный и целостный учебно-воспитательный процесс, в котором обучение представляет собой движение мира взрослости в мир детства, а воспитание, напротив, - движение содержания мира детства в мир взрослых

Принцип произвола и контроля: мир взрослых всегда жил по своим законам и навязывал эти законы миру детей; мир детства воспринимал воздействия мира взрослых, но никогда не воздействовал на него; мир детей всегда находился под контролем мира взрослых, который традиционно рассматривался как необходимый элемент процесса обучения и воспитания, обеспечивающий фактически принудительную ассимиляцию мира детства миром взрослых.

Принцип сосуществования: мир детей и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, не навязывания друг другу своих ценностей и законов. Мир взрослых должен принять следующее положение: дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия не мотивировались; мир взрослых должен предоставить миру детства свободу выбирать свой собственный путь, обеспечивая при этом лишь условия сохранения жизни и здоровья детей.

Принцип взросления: развития мира детства традиционно рассматривается как взросление, то есть планомерное движение детей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов, нарушение процесса взросления традиционно оценивается взрослыми как аномалия, а все виды и проявления инфантилизма - как следствие физических и психических заболеваний у детей

Принцип соразвития: развитие мира детства - процесс, параллельный развитию мира взрослости; цель развития любого человека - гармонизация в своей личности начал мира взросления и мира детства и психических заболеваний у детей

Принцип деформации: мир детей всегда так или иначе деформирован вторжением взрослых; подлинная природа мира детей взрослым фактически неизвестна, так как в любом из детских возрастов мир взрослых видит только проявление взрослости или отклонения от этих проявлений (инфантилизм, невоспитанность и т.д.).

Принцип принятия: особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, какие они есть, безотносительно к каким бы то пи было внешним эталонам, нормам и оценкам «взрослости» и «детскости».

Социокультурологическое здоровьесберегающее пространство школы отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательный процесс и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов. Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали философы и врачеватели еще много столетий назад. В XX веке появились такие понятия и направления работы как «арттерапия», «библиотерапия», «музыкотерапия», «изотерапия» и т.п. И хотя эти термины касаются в основном лечебных процедур, значительная часть этих программ имеет профилактическую, коррекционную и развивающую направленность. Ролевые игры и тренинги, изотерапия, хоровое пение и пр. - все это не только психотерапевтические, но и образовательные формы работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Что является предметным содержанием учебной деятельности
Анализ предметного (психологического) содержания учебной деятельности начинается с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена деятельность: в данном случае - на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов ...

Общая характеристика метода проекта
В латыни, откуда к нам пришло слово "projectus", это причастие означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В настоящее время термины "проект" и "проектирование" чаще всего уп ...

Разделы