Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Педагогика » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников » Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Страница 7

– неумение трудиться;

– отсутствие познавательных учебных интересов;

– отсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильно сформированные навыки и способы учебной деятельности.

Известные учёные Ю.К. Бабанский, Н.И. Мурачковский выделяют такие причины неуспеваемости, как пробелы в знаниях, в навыках организации труда, недоразвитие отдельных мыслительных процессов и др.

Подробную классификацию причин неуспеваемости предлагает П.П. Борисов, объединяя все возможные причины в четыре крупных блока.

– Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.

– Социально – бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребёнка.

– Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушения двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.

– Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медлительность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

А.Л. Венгер и Г.А. Цукерман среди причин, вызывающих неуспеваемость, выделяют следующие:

– проблемы, связанные с умственным развитием;

– поведенческие проблемы;

– эмоциональные и личностные проблемы;

– проблемы общения;

– невротические проявления (тики, энурез) и другие.

По мнению Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев школьная неуспеваемость может быть вызвана:

– психологическими особенностями ученика;

– недостатком объёма и качества знаний;

– недостаточно сформированной учебной деятельностью;

– отношениями с окружающими;

– деформацией мотивов учения.

Специалисты считают, что на разных этапах онтогенеза и разных этапах обучения ведущие причины школьной неуспеваемости могут быт различными. В критические периоды (начало обучения в школе, период половой зрелости) будут преобладать физиологические, психофизиологические причины, в остальные периоды более значимыми могут оказаться социальные причины.

По исследованиям Калмыковой З.И. на успешное усвоение программного материала по основным предметам, в том числе и по математике, оказывают влияние:

– наличие фонда действенных знаний;

– уровень сформированности положительных качеств ума, т.е. обучаемость;

– личностные параметры учебной деятельности, главным образом – мотивы.

Недостаток в развитии одного из компонентов влечёт за собой отставание по какому-либо предмету.

В зависимости от того, какой из них выступает в качестве первопричины неуспеваемости, Калмыковой выделяются два типа отставания:

1-й тип включает в себя школьников, педагогически запущенных,

2-й тип – учащиеся с пониженной обучаемостью.

В работе «Учебная деятельность младших школьников: диагностика и коррекция неблагополучий» Гильбух Ю.З. предлагает типологию специфического отставания. В основу её положены поведенческие признаки. Типология включает три типа: два исходных и один смешанный.

Тип 1 – учащиеся с низкой интенсивностью учебной деятельности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другие статьи:

Средства и учебный материал, используемые во внеурочной деятельности по информатике
Учебная деятельность – один из основных видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на ...

Общая характеристика понятия «деятельность»
Деятельность в общем смысле понимается как категория научного знания, специфическая форма общественно-исторического бытия людей с одной стороны, а с другой стороны – как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социа ...

Разделы