– неумение трудиться;
– отсутствие познавательных учебных интересов;
– отсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильно сформированные навыки и способы учебной деятельности.
Известные учёные Ю.К. Бабанский, Н.И. Мурачковский выделяют такие причины неуспеваемости, как пробелы в знаниях, в навыках организации труда, недоразвитие отдельных мыслительных процессов и др.
Подробную классификацию причин неуспеваемости предлагает П.П. Борисов, объединяя все возможные причины в четыре крупных блока.
– Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.
– Социально – бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребёнка.
– Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушения двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.
– Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медлительность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
А.Л. Венгер и Г.А. Цукерман среди причин, вызывающих неуспеваемость, выделяют следующие:
– проблемы, связанные с умственным развитием;
– поведенческие проблемы;
– эмоциональные и личностные проблемы;
– проблемы общения;
– невротические проявления (тики, энурез) и другие.
По мнению Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев школьная неуспеваемость может быть вызвана:
– психологическими особенностями ученика;
– недостатком объёма и качества знаний;
– недостаточно сформированной учебной деятельностью;
– отношениями с окружающими;
– деформацией мотивов учения.
Специалисты считают, что на разных этапах онтогенеза и разных этапах обучения ведущие причины школьной неуспеваемости могут быт различными. В критические периоды (начало обучения в школе, период половой зрелости) будут преобладать физиологические, психофизиологические причины, в остальные периоды более значимыми могут оказаться социальные причины.
По исследованиям Калмыковой З.И. на успешное усвоение программного материала по основным предметам, в том числе и по математике, оказывают влияние:
– наличие фонда действенных знаний;
– уровень сформированности положительных качеств ума, т.е. обучаемость;
– личностные параметры учебной деятельности, главным образом – мотивы.
Недостаток в развитии одного из компонентов влечёт за собой отставание по какому-либо предмету.
В зависимости от того, какой из них выступает в качестве первопричины неуспеваемости, Калмыковой выделяются два типа отставания:
1-й тип включает в себя школьников, педагогически запущенных,
2-й тип – учащиеся с пониженной обучаемостью.
В работе «Учебная деятельность младших школьников: диагностика и коррекция неблагополучий» Гильбух Ю.З. предлагает типологию специфического отставания. В основу её положены поведенческие признаки. Типология включает три типа: два исходных и один смешанный.
Тип 1 – учащиеся с низкой интенсивностью учебной деятельности.
Другие статьи:
Средства и учебный материал, используемые во внеурочной деятельности по
информатике
Учебная деятельность – один из основных видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на ...
Общая характеристика понятия «деятельность»
Деятельность в общем смысле понимается как категория научного знания, специфическая форма общественно-исторического бытия людей с одной стороны, а с другой стороны – как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социа ...