Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Педагогика » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников » Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Страница 9

Другие учёные Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев предлагают условно разделить работу по определению причин, вызывающих трудности в учёбе, на пять этапов:

1) сбор предварительных данных об ученике, их анализ;

2) диагностика с использованием методик;

3) сопоставление результатов первого и второго этапов;

4) выбор необходимого педагогического воздействия;

5) правильное построение работы с учеником.

Для успешной коррекционной работы с детьми необходима тщательная диагностика в четырёх направлениях: память; мышление; внимание; воля.

Внимание – это познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчётливее, глубже. Внимание является обязательным условием продуктивности всякой сознательной деятельности. Особенно велика его роль в познавательной деятельности, в частности в учебной деятельности. Непонимание учебного материала, плохое запоминание его, ошибки при выполнении учебных заданий и т.п. часто вызываются отсутствием или недостаточностью внимания учащихся. В свою очередь внимание в большей мере зависит от характера деятельности, в которую вовлечён человек, и от её значения для данного человека. Велика зависимость внимания от особенностей личности человека: от его потребностей, интересов (в особенности познавательных), волевых качеств, темперамента, характера. Значительную роль играет настроение, а также физическое состояние человека.

В отечественной психологи разработана теория внимания, как функция внутреннего контроля за соответствием умственных действий программа, их выполнения (П.Я. Гальперн и др.). Развитее такого контроля улучшает результативность любой деятельности и её планомерное формирование, позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например, рассеянность. Различают следующие виды внимания: внешнее, внутреннее, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Психология обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, умений и навыков и их последующего использования. Сохранение опыта создаёт возможность для обучения человека развития его психики. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.

Память бывает: первичная и вторичная, кратковременная, долговременная, эмоциональная, словесно-логическая, образная, механическая, оперативная, сенсорная, двигательная.

Мышление – психический процесс, благодаря которому человек отображает существенные признаки и связи предметов явлений окружающей действительности, постигает закономерности развития окружающего мира, предвидит будущее и действует целенаправленно и планомерно. Иным словами, в процессе мышления осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных её элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними.

Мышление бывает: наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое, визуальное, абстрактное, интуитивное, творческое, практическое, оперативное, комплексное.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другие статьи:

Язеп Руцкий
Язеп Руцкий крещен в православии, образование получил в Виленской кальвинистской школе, где изучал латинский, греческий, иврит, посещал диспуты представителей разных концессий, слушал проповеди Симона Будного, Василия Тяпинского, Андрея Волана (1530–1610), ид ...

Методика использования элементов географического прогнозирования школьников на уроках географии в условияхпедагогического эксперимента
Целью экспериментального исследования являлось подтверждения правильности выдвинутой гипотезы и педагогической эффективности разработанной методики формирования понятия «Географический прогноз». Обучающий эксперимент проводился на базе 8 классов школ № 350, 3 ...

Разделы