Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Педагогика » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников » Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Страница 12

Одним из факторов успешности обучения является поведение детей на уроке, которое педагоги часто рассматривают с точки зрения эффективности функции внимания. Нарушение внимания может быть следствием физиологических изменений или результатом ситуативного психологического состояния ребёнка (отсутствие мотивации к обучению, конфликты с учителем, с родителями, сверстниками). Чем больше симптомов нарушения внимания, тем ниже отметки по всем предметам.

Эту точку зрения разделяет Г.М. Пономарёва, которая утверждает, что почти все школьники, не успевающие вследствие ЗПР, – дети без отклонений в развитии, но не успевающие по русскому языку и математике, а также большинство учащихся, устойчиво успевающих на «три», имеют дефекты организованности внимания, что, безусловно, может быть одной из причин трудностей в обучении.

Из всех изучаемых свойств внимания (сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, распределение, объём) самая большая связь обнаружена между успеваемостью и переключаемостью внимания (Дембеле Бабой).

В последнее время в литературе всё чаще среди причин неуспеваемости называют особенности восприятия учащихся и в зависимости от типа восприятия учебного материала детьми предлагаются разные стратегии преподавания этого школьного предмета.

Для построения эффективной программы обучения Е.С. Гобова рекомендует учитывать, какой канал восприятия информации используется каждым ребёнком (зрительный, слуховой, кинестетический), в каком виде полученная информация сохраняется в сознании (в виде зрительных, слуховых, кинестетических образов) и каким образом ребёнок проверяет правильность принятого им решения.

Для более успешного обучения необходимо задействовать все три канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический.

Уделяя особое внимание эмоциональной сфере ребёнка, в книге «Школьные трудности «нестандартных» детей» А.О. Дробинская пишет: «Анализируя каждый индивидуальный случай стойких трудностей в обучении и нарушения адаптации к школе, необходимо принимать во внимание не только особенности развития, состояние здоровья и пробелы в учебных знаниях, но и эмоциональное состояние ученика, направленность его личных усилий и интересов».

В возникновении в учебном процессе эмоциональных связей главная роль отводится учителю. Главным фактором продуктивности познавательной сферы эмоциональную связь учителя и учеников. Учитель стимулирует умственную деятельность детей, эмоционально окрашивая умственные операции.

Специалисты делают заключение, что какой-либо разговор о предмете без сформированного интереса к нему невозможен. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может выступать как причина накопления у детей отрицательных эмоций по отношению к школьной ситуации, в результате чего может возникнуть школьная дезадаптация.

Многие специалисты отмечают влияние самооценки на успехи ребёнка в школе. Безусловно, уверенность, с какой ученик отвечает на вопросы учителя у доски, зависит не только от уровня знаний и подготовленности к уроку, но и от уровня его самооценки. Низкий уровень самооценки создаёт проблемы, как в освоении учебного материала, так и в отношениях с одноклассниками и учителями.

Как правило, дети приходят в школу с желанием учиться, но постепенно нарастающие сложности, проблемы, возникающие в школе у некоторых детей, приводят к формированию отрицательного отношения к учению и снижению самооценки.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Другие статьи:

Разделы