Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания

Педагогика » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников » Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания

Страница 1

Опыт показывает, что именно недостаточная сформированность волевой сферы является наиболее частой причиной нарушения внимания у первоклассников. Психолого-педагогическая коррекция в этом случае определяется принципом целостности и направлена не столько на изменение качеств отдельного психического процесса (внимания), сколько на формирование соответствующих качеств личности. Недостаточность внимания может быть вызвана также рядом как субъективных, так и объективных причин. К субъективным причинам могут быть отнесены типологические темпераментные особенности ребёнка, индивидуальный темп нервной деятельности, состояние здоровья (утомление, наличие хронических заболеваний, родовые травмы и т.д.). К объективным причинам можно отнести качество, степень новизны и сложности деятельности, являющейся содержанием процесса внимания. Так ребёнок может быть устойчиво и длительно внимательным при просмотре интересного фильма и отвлекаться через каждые пять – семь минут на уроке русского языка.

С помощью методики Заполнение фигур (по методике Пьерона-Рузера) можно судить об особенностях произвольного внимания, о его объёме, устойчивости и переключаемости.

В верхней строчке бланка образец – четыре фигуры, внутри которых ставятся различные знаки (+, -, =, *, могут быть и другие).

Испытуемому предлагается в остальных фигурах бланка расставить соответственно такие же знаки. Свои действия испытуемый может сверять с образцом.

Для исследования переключаемости внимания, способности к длительной, интеллектуальной работоспособности применяется модифицированный вариант методики.

После заполнения первого бланка ребёнку предлагается второй с изменением инструкции по его заполнению: необходимо те же значки проставить в другие геометрические фигуры.

Затем предлагается третий бланк, в котором нечётные ряды необходимо заполнить по образцу первого бланка, а чётные – по образцу второго.

Итоги диагностики детей 3 класса по методике «Заполнение фигур»:

У детей 3 класса 44% учащихся имеют большой объём внимания, длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально организованных условиях и без них. У 33% учащихся сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво. У 16% учащихся несформированность внутренней волевой регуляции внимания.

Методика Корректурная проба (Б. Бурдон) предназначена для оценки концентрации и устойчивости внимания.

Исследование проводится индивидуально. Просматривая последовательно каждую букву в строчке, испытуемый должен вычеркнуть в бланке все встреченные им буквы к, р.

По истечении 10 минут отмечается последняя просмотренная буква.

Итоги диагностики детей 3 класса по методике «Заполнение фигур» и «Корректурная проба»:

У детей 3 класса 44% учащихся имеют большой объём внимания, длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально организованных условиях и без них. У 33% учащихся сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво. У 16% учащихся несформированность внутренней, волевой регуляции внимания.

Результаты методик до проведения коррекционной работы с неуспевающими учениками 3 класса.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Мышление

25%

50%

25%

Выделение существенных признаков

33%

42%

25%

Исключение понятий

25%

59%

16%

Память

33%

42%

25%

Внимание

44%

33%

16%

В преодолении выявленных трудностей использовались следующие методики:

1) Методика развития концентрации и устойчивости внимания;

2) методика развития объема внимания;

3) методика развития осмысления на основе слухового восприятия;

4) методика развития темперамента;

5) методика развития логического и механического запоминания;

6) методика развития долговременной памяти;

7) методика изучения переключения внимания;

8) методика «Незаконченные предложения»;

9) методика развития самооценки.

Отставание учеников может быть обусловлено такими причинами, как:

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Методика обследования произносительной стороны речи глухих школьников
В качестве методики обследования мы использовали рекомендации Фомичевой М.Ф., Кузьмичевой Е.П., Слезиной Н.Ф. Остановимся на описании данной методики. В ходе обследования детям предлагаются таблицы слов. Задание выполняется с использованием ЗУА (индивидуальны ...

Учебно-методическая работа преподавателя экономических дисциплин. Организация и проведение занятий с использованием новых технологий обучения
Экономика и организация труда — одна из специальных дисциплин в системе подготовки экономиста-менеджера для агропромышленного комплекса. Учебная программа по данной дисциплине направлена на формирование у студентов видения целостной системы управления социаль ...

Разделы