Классификация методов обучения

Страница 1

Современная дидактика пока не имеет единой общепризнанной классификации методов. Чаще всего прибегают к классификации методов по источникам знаний, согласно которой все методы обучения делятся на наглядные (демонстрация, иллюстрация, экскурсии), словесные (живое слово учителя, беседа, работа с книгой) и практические (упражнения, творческие работы, лабораторные, графические). Эта классификация не вскрывает тех внутренних процессов, которые составляют сущность метода. В группе методов организации и осуществления учебных действий и операций можно выделить подгруппы: перцептивных методов, в которую входят методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (сокращенно называют их словесными методами: рассказ, лекция, беседа и т.д.); методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (сокращенно название – наглядные методы: иллюстрации, демонстрации, и др.); методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического восприятия (сокращенное – практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.). Подгруппа логических методов, в которую входят методы, выделенные на основе ведущих логических операций, применяемых в процессе мышления: индуктивных, дедуктивных и других методов. Подгруппа гностических методов, выделенных на основе оценки степени поискового характера мышления: репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские и др. методы первой и второй подгруппы могут реализоваться как под руководством учителя, так и самостоятельно. Поэтому все их можно подразделить на две подгруппы методов управления и само управления, или конкретнее: методов работы под руководством учителя и методов самостоятельной учебной работы ( работа с книгой, домашняя работа), а также методы контроля и самоконтроля (методы устного, письменного лабораторного, машинного контроля, самостоятельная проверка своих знаний. )

Впервые при рассмотрении метода центр тяжести на внутреннюю его сущность перенесли И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Их классификация методов более современна. В ней выделяются: объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемное изложение, частично – поисковый и исследовательский методы. Однако, рассматривая систему общедидактических методов, эти авторы отвлекаются от внешней стороны их выражения, тогда как только через нее учитель и может управлять деятельностью ученика. Взаимообусловленная деятельность учителя и учащихся во многом определяется избранной формой выражения (беседой, работой с книгой). Поэтому, определяя группу методов только по их внутренней сущности, нельзя дать характеристики различным способам управления процессом познания учащихся. Это можно осуществить лишь через внешнюю форму его выражения (в чем и состоит смысл метода).

В классификации важно учитывать следующее:

Метод должен решать дидактическую задачу (чем определяется его содержательная сторона);

должна проявляться внутренняя сущность метода;

определяться форма взаимосвязанной деятельности учителя и ученика как единого средства управления познанием учащихся.

В первой группе методов можно различать методы информационно – развивающие – те, которые дают всю необходимую для усвоения информацию (устное изложение учителя, работа с книгой, беседа), и поисковые, или эвристические, методы – те, не дают ученику готовой информации, а включает его в поисковую деятельность (эвристическая беседа, диспут, поисковые лабораторные работы, исследовательский метод).

Вторая группа включает методы, обеспечивающие закрепление и совершенствование полученных знаний, умений и навыков, - это репродуктивные методы (пересказ, упражнения по образцу, лабораторные работы по инструкции) и воспроизводящие – творческие, требующие применения знаний в измененных условиях, на практике, в творческой деятельности (вариативные упражнения, практические и творческие работы).

Для повышения интенсивности каждого из методов обучения существует целая система средств.

Под средствами обучения понимается – весь комплекс средств, способствующих оснащению учебного процесса, его совершенствованию. В таком широком толковании средство обучения включает учебные книги (учебники, справочники, словари, сборники задач по различным предметам, программированные учебные пособия), наглядные пособия (таблицы, чертежи, схемы, географические и исторические карты, муляжи, разборные модели, учебные картины), специальное оборудование ( кабинеты физики, химии с соответствующими устройствами для проведения лабораторных работ и производства опытов), технические средства (киноаппараты, телевизоры, магнитофоны, микроскопы, программированные устройства, радиоустановки, видеомагнитофоны и т.д.)

Как мы уже отмечали, метод зависит и от дидактической задачи, которую решает преподаватель, и от специфики содержания программного материала. Содержательная сторона учебного предмета определяет общую направленность методов: предметы естественно – математического цикла требуют наблюдений, практических работ, лабораторного эксперимента; в предметах гуманитарного цикла чаще используются слово учителя, работа с первоисточниками, творческие письменные работы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Метод массового руководства чтением и его формы
Массовая работа вобрала в себя многолетние духовые библиотечные традиции. В творческих лабораториях библиотек, методических центрах, школах передового опыта накоплен богатейший опыт проведения мероприятий, различных по содержанию, методике, идет поиск наиболе ...

Принципы русской орфографии
Развернутое определение орфографии дает В.Ф. Иванова «Орфография - это: 1) исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество: 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты; 3) с ...

Разделы