Методы обучения и умственное развитие детей дошкольного возраста

Педагогика » Методы обучения и умственное развитие детей дошкольного возраста

Важнейшая и непроходящая задача школы - добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения знаний, вырабатывать умения и навыки, применять их на практике, формировать научное мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. Иначе говоря, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладевали изучаемым материалом, то есть содержанием образования. Все это требует осмысления учителями теоретических основ обучения и выработки методических умений и навыков. Важной частью обучения является выполнения школьниками домашних заданий. Существенную характеристику обучения составляет не столько взаимодействие учителя и учащихся (хотя оно имеет место), сколько умелая организация и симулирование учебно-познавательной деятельности, в каких бы формах она не протекала.

Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если в той или иной мере он не стимулирует учение, никакого обучения не происходит, а учащиеся лишь формально отсиживаются на занятиях.

Важнейшими задачами, которые необходимо решать в процессе обучения являются следующие:

Стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся;

Организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями. Умениями и навыками;

Развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;

Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

Совершенствование учебных умений и навыков.

Поскольку обучение направленно на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, а также на развитие их мыслительных и творческих способностей, необходимо обратиться к раскрытию этих понятий.

Говоря о сущности знания, нужно иметь в виду два его смысловых значения. В одном случае оно обозначает результат научного познания, в другом – выступает как предмет усвоения. Характеризуя знание как научное постижение сущности природных и общественных явлений, философ П.В. Копнин писал: «Знание – это совокупность идей человека, в которых выражено теоретическое овладение им предметом». В этом значении понятие «знание» в полной мере относится к учебному познанию. Его результатом также является теоретическое овладение обучающимися изучаемыми предметами. Но это овладение носит специфический характер и выражает не в открытии новых теоретических идей, а в познании того, что уже добыто в науке и что нужно понять, сохранять в памяти, уметь воспроизводить и применять на практике, то есть сделать индивидуальным достоянием каждого обучающегося. Вот почему знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы).

Другие статьи:

Виды педагогических игр
Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времён. В настоящее время они чаще используются в сфере начального образования. В средней и в высшей школе обращаются к игровым технологиям редко. Игры могут использоваться при знакомстве друг с другом ...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному): 1. Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности. 2. Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до ...

Разделы