Классификация методов обучения

Страница 2

Выбор методов и средств обучения обусловлен также возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. В младших классах больше места отводится беседе, объяснительному чтению, чаще используется натуральная наглядность, картины. В старших классах не только возможна, но и необходима лекция, включение учащихся в длительное самостоятельное исследование, наглядные средства носят общественный характер. Выбор метода зависит и от конкретных условий : ее окружения, имеющего оборудования.

В методах обучения, наконец, проявляется своеобразие личности учителя. В системе используемых методов работы раскрывается его методическое мастерство. Иногда используемая система индивидуальность методов обучения характеризует весь стиль работы учителя, его Раскроем более подробно несколько основных методов обучения: к более простому из них относится рассказ.

Рассказ – это монологическое изложение учебного материала, применяемого для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Этот метод применяется, прежде всего в младших классах, в школе второй и третьей ступени он используется реже.

По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого – подготовить учащихся к изучению нового материала, второй служит для изложения намеченного содержания, а третий – заключает отрезок обучения.

Эффективность данного метода зависит главным образом от умения учителя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для учащихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли.

Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Он должен быть коротким (до 10 минут), пластичным, протекать на положительном эмоциональном фоне.

Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения – иллюстрацией (в младших классах), обсуждением (средних и старших), а также от условий – места и времени, выбранных учителем для рассказа о тех или иных фактах, событиях, людях.

Перейдем к следующей категории метода обучения – беседе.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ведущая функция данного метода – побуждающая. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к припоминанию уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Она максимально активизирует мышление, служит средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания. В некоторых дидактических системах беседа была поднята до уровня ведущего метода обучения, но оказалось, что с ее помощью нельзя достичь всех дидактических целей. Поэтому она не может быть универсальным методом, а должна обязательно сочетаться с изложением, лекцией, другими методами, формирующими систему знаний. Беседа не дает учащимся практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования.

Современная наука пришла к заключению, что беседа наиболее эффективна для:

подготовки учащихся к работе на уроке

ознакомления их с новым материалом

систематизации и закрепления знаний

текущего контроля и диагностики усвоения знаний

Педагог обязан четко определить тему беседы, ее цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и поведения – порядок включения вопросов, по каким узловым положениям необходимо сделать обобщение и выводы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса, способствовать усвоению знаний в системе. По содержанию и форме должны соответствовать уровню развития учащихся. Не следует задавать «подсказывающих» вопросов, содержащих готовые ответы.

Очень важна техника осуществления вопросно-ответного обучения. Каждый вопрос задается всему классу, и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Не следует добиваться мнимой самостоятельности учащихся, подсказывая наводящие слова, слоги или начальные буквы, по которым можно дать ответ, не затрудняясь размышлениями.

Успех беседы зависит от контакта с классом. Педагогу следует знать, что беседа – неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагогического мастерства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Принципы русской орфографии
Развернутое определение орфографии дает В.Ф. Иванова «Орфография - это: 1) исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество: 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты; 3) с ...

Конспект изложения нового материала и личного показа приемов
Значение развертывания конических отверстий комплектом конических разверток для токарных работ На токарных станках можно обрабатывать конические отверстия с небольшим углом уклона набором конических разверток. Развертыванием получают точную и чистовую коничес ...

Разделы