Исследователь представляет компоненты коммуникативной культуры в виде преемственных уровней: интуитивно-эмпирический, репродуктивно-прагматический, продуктивно-ценностный, творчески-императивный. Проанализировав и обобщив современные научные исследования по изучаемому нами вопросу, отметим, что коммуникативная культура преподавателя обладает следующими функциональными характеристиками:
гуманистическая функция проявляется в уникальном потенциале продуцировать элементы гуманности, человечности в других людях, превращать гуманность в содержательную действительность;
этическая функция требует практической реализации этических норм, их трансляции в общество, миссии специалиста быть человеческим образцом высшей нравственности;
воспитательная функция состоит в непосредственном влиянии на поведение, мысли, чувства воспитанника, в способности «транслировать себя в воспитанника» через совместную коммуникативную деятельность;
интегративная функция выступает важным условием интеграции культуры и нравственности, культуры личности и культуры деятельности;
регулятивная функция отражает роль коммуникативной культуры как внутренней детерминанты профессиональной деятельности;
терапевтическая функция реализуется через фасилитаторские коммуникативные отношения, предполагающие сопереживание, сочувствие, понимание, терпимость;
когнитивная функция создает потенциалы интеллектуального развития воспитанника, обогащения его новыми знаниями;
эмоциональная функция находит отражение в общей психологической атмосфере, эмоциональном самочувствии субъектов взаимодействия; помогает найти адекватные коммуникативные средства для поддержания позитивных эмоций или, наоборот, преодоления негативных;
рефлексивная функция связана с самопознанием коммуникативного “Я”, мотивов своих коммуникативных действий, осознанием необходимости саморазвития и самосовершенствования.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, во-первых, что как следствие современных тенденций информационно-коммуникационной трансформации общества в целом и сферы образования в частности ведутся активные научные исследования по проблематике коммуникативной культуры личности преподавателя, студентов вузов – будущих педагогов.
Во-вторых, коммуникативная культура преподавателя характеризуется как условие и предпосылка эффективности профессиональной деятельности и как цель профессионального самосовершенствования.
В-третьих, проанализировав литературу по изучаемому вопросу, мы рассматриваем коммуникативную культуру преподавателя как профессионально значимое, интегративное качество личности, обеспечивающее эффективное педагогическое общение, включающее в себя следующие компоненты: коммуникативные знания, умения, навыки; коммуникативную направленность, гуманистическую позицию, коммуникативную креативность.
Другие статьи:
Методики обучения решению текстовых задач в 1 классе Республики Казахстан и
программе «Школа России»
Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся 1 класса, является усвоение связей между данными и искомым. От того, насколько хорошо усвоены учащимися эти связи зависит их умение решать задачи. Главная ее цель – научить детей осоз ...
Характеристика дошкольного возраста в разных психологических школах
Некоторые зарубежные психологи, в первую очередь немецкие, пытались выявить закономерности психического развития ребенка и помочь учителю в его практической деятельности. Это нашло отражение в трудах немецкого психолога Э. Мсн-мана (1862—1915). Он считал, что ...