Совершенствование коммуникативной культуры преподавателя

Педагогика » Коммуникативная культура преподавателя » Совершенствование коммуникативной культуры преподавателя

Страница 3

контекст обучения в трех сферах: знаний и способов их использования; умений, делающих процесс взаимодействия с другими людьми более эффективным; ценностей и взглядов. Обучение в тренинге носит творческий характер, потому что человеку не задают определенный стереотип, а предлагают самому найти наилучший способ решения проблемы, который отвечает его представлениям, ценностным ориентациям, интересам, потребностям.

В социально-психологическом тренинге развитие коммуникативной культуры преподавателя происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы направлены на социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной культуры.

Л.Г. Антропова реализует в рамках социально-психологического тренинга рефлексивный подход к совершенствованию коммуникативной компетентности педагога, в основе которого лежит рефлексивно-инновационная деятельность педагога, связанная с самопознанием, осмыслением и творческим преобразованием собственной профессиональной деятельности. На основе рефлексивного подхода исследователем предлагается совершенствование коммуникативной культуры учителя путем интеграции теоретического, деятельностно-творческого и личностного компонентов коммуникативной культуры. Комплекс рефлексивных заданий предполагает культивирование неразрушительных, конструктивных способов взаимодействия, формирование у педагогов мотивации совершенствования коммуникативного аспекта педагогической деятельности, включение его в самодиагностику для познания себя как организатора и субъекта педагогического общения. По мнению исследователя, творческая рефлексия, обеспечивая осмысление педагогом индивидуального «я», реализующегося в педагогическом общении, осознание проблемных сторон собственной коммуникативной деятельности, поиск и определение конструктивных способов преодоления возникающих противоречий, может служить индивидуально-психологической основой совершенствования коммуникативной компетентности учителя. Л.Г.Антропова рассматривает совершенствование коммуникативной компетентности как процесс развития профессионально-значимых личностных качеств педагога в результате его осознанной целенаправленной активности, который обеспечивает повышение эффективности педагогического общения. Социально-психологический тренинг, включающий выполнение рефлексивных заданий, процедуры рефлексивного практикума, позволяет эффективно совершенствовать коммуникативный аспект профессиональной культуры педагога. Творческая рефлексия обеспечивает осознание педагогом себя как организатора и субъекта педагогического общения, выявление главных трудностей в коммуникативной деятельности, преодоление их путем переосмысления собственного опыта, освоение эффективных средств педагогической коммуникации, инициацию новых способов разрешения коммуникативных задач.

И.И. Губаревич предлагает рассматривать интерактивный семинар как одно из условий развития коммуникативных умений педагога, складывающейся на основе опыта, обучения и работы над собой, поиска нестандартных решений, постоянного экспериментирования. Форма проведения семинара является нетрадиционной и представляет собой достаточно сложную технологическую структуру, при осуществлении которой тренером создаются условия для многосторонней коммуникации между всеми участниками, для поиска приемов эффективного взаимодействия, а также учитываются два аспекта: социально-психологический и деловой.

Основой организации интерактивного семинара является схема цикла обучения посредством опыта, которая включает в себя четыре стадии: конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, абстрактную концептуализацию и активное экспериментирование.

Эти этапы взаимосвязаны друг с другом и предполагают развитие коммуникативных, рефлексивных и интерактивных способностей и умений участников семинара в ходе образовательного процесса.

Важной характеристикой интерактивного семинара также является многосторонняя коммуникация, с помощью которой происходит свободный обмен мнениями, идеями, информацией не только между тренером и участником, но и между самими участниками.

Интерактивные методы являются формой деятельности участников в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которых они распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли.

Таким образом, интерактивный семинар создает условия для «самостоятельного выращивания себя». Которое включает самопознание педагога, его идентификацию, развитие коммуникативных, рефлексивных и интерактивных умений, постоянное самосовершенствование, развитие социальной компетентности.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Традиции моей малой Родины
Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего наци ...

Изучение роли кинестетики и кинезиологии в формировании учебных навыков у младших школьников
Опираясь на методику В.Ф. Базарного, где он утверждает, что движение во время урока и каллиграфические упражнения влияют на здоровье и правильное психическое развитие школьников, можем сказать, что организм полностью отвечает за уровень учебы. Совместно со св ...

Разделы