Совершенствование коммуникативной культуры преподавателя

Педагогика » Коммуникативная культура преподавателя » Совершенствование коммуникативной культуры преподавателя

Страница 4

В своих исследованиях Сморчкова В.П. с целью снятия и профилактики коммуникативных барьеров, коммуникативного просвещения; овладения репродуктивными коммуникативными умениями и собственно процесса коммуникативного корректирования предлагает использовать методику коммуникативного корректива, для развития коммуникативного потенциала и способности к коммуникативному творчеству, выработки индивидуального стиля коммуникативного взаимодействия – методику коммуникативного креатива. Метод коммуникативного философствования исследуется ученым как метод постижения коммуникативной встречи субъектов с позиций личностных смыслов, социальных смыслов, морально-этических, пространственно-временных, национально-культурных измерений.

Подводя итоги вышеизложенному, необходимо отметить, что, так как феномен коммуникативной культуры подразумевает диалогичность, общение и присутствие как минимум двух субъектов взаимодействия, то и процесс совершенствования коммуникативной культуры личности преподавателя предполагает применение соответствующих методов, при воплощении которых участники могут взаимодействовать, получать обратную связь от других участников и непосредственно в ситуации межличностного взаимодействия закреплять полученные навыки, проявлять творческую активность. Следовательно, отраженные в нашем исследовании такие направления совершенствования коммуникативной культуры преподавателя как тренинг педагогического общения, социально-психологический тренинг, интерактивный семинар, методика коммуникативного корректива, коммуникативного креатива и коммуникативного философствования в наибольшей степени соответствуют специфике феномена коммуникативной культуры и способствуют совершенствованию коммуникативной культуры преподавателя.

коммуникативный культура педагогический преподаватель

В современных условиях важными характеристиками личности и деятельности преподавателя являются не только владение информацией, основные технологии обучения и воспитания, но и общая и коммуникативная культура, обеспечивающие выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности, обусловливать личностное развитие.

Анализ современных исследований позволяет определить сущность и содержание коммуникативной культуры, основные направления ее формирования в процессе профессионального становления, структуру и компоненты; обозначить коммуникативную культуру преподавателя как часть педагогической культуры. Однако, несмотря на всестороннюю изученность проблемы коммуникативной культуры представителей педагогического труда, такое направление как совершенствование коммуникативной культуры преподавателя представлен фрагментарно.

Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов педагогической культуры. Необходимость ее совершенствования обусловлена тем, что преподаватель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с обучающимися, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Исследование сущности и

содержания коммуникативной культуры позволяет квалифицировать ее как интегральное качество личности педагога-профессионала, как условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности и как цель профессионального самосовершенствования.

В нашей работе мы рассматриваем коммуникативную культуру преподавателя как интегративное, динамическое, структурно-уровневое образование, представленное совокупностью мотивационного компонента профессиональной деятельности и педагогического общения, коммуникативных знаний, коммуникативных умений и навыков, коммуникативно-значимых качеств личности, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную профессиональную коммуникативную деятельность.

В решении проблемы совершенствования коммуникативной культуры преподавателя важен не только факт овладения культурно-педагогическим наследием, но и включение педагога как субъекта культуры как носителя рефлексивно – сознательного отношения к миру ценностей в процесс коммуникативной деятельности. Самореализация личности в педагогической деятельности, постоянное стремление к педагогическому поиску и самосовершенствованию являются основными условиями процесса совершенствования коммуникативной культуры преподавателя, который предполагает применение таких методов, при котором возможно межличностное взаимодействие. В связи с этим тренинг педагогического общения, социально-психологический тренинг, интерактивный семинар, методика коммуникативного корректива, коммуникативного креатива и коммуникативного философствования в наибольшей степени соответствуют специфике феномена коммуникативной культуры и способствуют совершенствованию коммуникативной культуры преподавателя.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Недостатки использования моделей
Как показывает опыт, использование моделей в обучении математике характеризуется рядом недостатков. Не следует рассматривать наглядные средства как временную опору при начальном усвоении знаний, а также следовать правилу: чем старше учащиеся, тем меньше модел ...

Упражнение в бодибилдинге определение и классификация
Термином "упражнение" в теории и методике спорта принято называть регулярное воспроизведение целесообразных действий (выделено или в комплексе), упорядочиваемое по принципам достижения эффекта подготовительной деятельности. Понятие "упражнение& ...

Разделы