Система уроков в теме

Каждый биологический курс состоит из ряда тем программы в последовательности, определяемой логикой их содержания. Тема объединяет логически связанные вопросы, изучаемые на отдельных уроках. Таким образом, каждая тема программы представляет систему логически связанных уроков. Система уроков дает учителю возможность преподавать весь курс, сочетая систематическое изложение знаний коллективной и индивидуальной работой учащихся, вооружая их необходимыми умениями и навыками и развивая познавательные способности.

Материал темы распределяется по урокам более или менее самостоятельными частями. В большинстве случаев эти части темы соответствуют основным понятиям, образующим в конце изучения темы сложное понятие. Это обуславливается своеобразным составом элементов основ науки в школьном предмете биологии. В ботанике каждая тема изучает орган растения, в зоологии – животных по типам, в анатомии и физиологии человека – системы органов. Каждая из этих тем включает понятия морфологические, анатомические, физиологические, экологические; кроме них, в VI и VII классах – филогенетические и систематические; в VIII – гигиенические. В старших классах соответственно составу основ науки, входящих в общую биологию, состав понятий усложняется.

Характерно для биологии, что изучение тех или иных понятий для лучшего усвоения учащимися требует определенных методов. Анатомические, морфологические и систематические - практических методов (определение, расчленение натуральных объектов, рассмотрение препаратов); физиологические и экологические – наглядных методов (демонстрация опытов, фильмов, схем). Сложные понятия по всей теме и общебиологические в плане развития их из темы в тему и их курса в курс – словесных методов (сопоставлений, сравнений, обобщений).

Таким образом, распределение содержания по урокам и выбор методов его изучения являются методически обоснованными – научными.

Другие статьи:

Разделы