Возрастные особенности формирования экологического мировоззрения у учащихся среднего возраста

Педагогика » Формирование экологического мировоззрения с помощью создания образов птиц родного края » Возрастные особенности формирования экологического мировоззрения у учащихся среднего возраста

Страница 1

Эколого-ориентированное мировоззрение - личностное образование, с одной стороны представляющее собой динамически развивающуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов личности, основанных на объективных знаниях и понимании общекультурной ценности природы, с другой - определяющее личностные особенности, формирующее жизненные планы, моральные нормы, особенности процесса приобретения знаний и навыков, стратегии поведения, мотивы и потребности и т.д., проявляющееся в направленности жизнедеятельности человека и формировании его личности с позиций ценности природы.

Критериями сформированности эколого-ориентированного мировоззрения выступают степень развития отдельных компонентов эколого-ориентированного мировоззрения (перцептивно-аффективного, когнитивного, деятельностно-практического); развития его целостных свойств; степень полноты реализации его функций в регуляции отношений личности с природой и обществом, определяющая содержание эколого-ориентированного мировоззрения на всех уровнях его развития - крайне низком, низком, ниже среднего, среднем, выше среднего, высоком.

Чтобы говорить об особенностях формирования экологического сознания у подростков, необходимо в первую очередь описать основные психологические особенности формирования сознания и самосознания подростков, на основании которых и происходит становление экологического восприятия мира.

Личность – это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На раннем этапе формирования личности уровень субъективно-личностных отношений диктуется главным образом взрослыми, а в подростковом возрасте они определяются расширяющимися общественными обязанностями, учением и ростом индивидуального самосознания. В этот период значительно изменяется социальный состав подростк.

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. И именно в это время происходит формирование в том числе эколого-эстетического самосознания подростков.

С физиологической точки зрения подростковый возраст по скорости физиологических изменений можно сравнить с фетальным периодом внутриутробного развития и с двумя первыми годами жизни, хотя кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов.

Переходный период – возраст характеризующийся отмиранием старого, когда ребенок теряет многое из приобретенного прежде. Это период, в котором происходит смена некоторого «объективистского» взгляда на себя извне, на субъективную, динамическую позицию изнутри.

В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе. И развивающиеся процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.

Однако, в отличии от младенцев, подростки, наблюдая весь этот процесс, испытывают горести и радости; они наблюдают за происходящими с ними изменениями со смешанным чувством интереса, восхищения и ужаса. Удивленные, смущенные и неуверенные в себе подростки постоянно сравнивают себя с другими. В этот период подростки постоянно сравнивают себя со своими идеалами и это является одной из проблем переходного периода. Природа, окружающая подростка, также является той самой действительностью, которая влияет на формирование самосознания, и в процессе развития личности происходит становление определенного отношения к природе родного края.

Период отрочества – юности совпадает с рядом физиологических изменений, в результате которых тело ребенка превращается в тело взрослого человека. Эти изменения происходят резку, поэтому подросткам и членам их семей приходится быстро адаптироваться к новому образу, говорящему о том, что детство осталось позади.

Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «я» («Кто я?», «Какой я?» «Каковы мои способности?», «За что я могу себя уважать?»), а с другой – осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал?», «Кто мои друзья и враги?», «Кем я хочу стать?», «Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Сравнительный анализ проведенных экспериментов
Результаты тестовой и итоговой контрольных работ показывают эффективность проведения систематической дифференцированной работы при обучении математике. После проведения серии дифференцированных уроков было выявлено улучшение качества знаний не только детей с ...

Информатизация внеурочной деятельности школьников. Использование средств информационных технологий при организации внеурочных занятий
Давно известно, что одним из определяющих воспитательных факторов для школы является наличие благотворно влияющей среды обитания. Широкая сеть бытовых, досуговых, развлекательно-познавательных учреждений, библиотек в непосредственной близости к учебным заведе ...

Разделы