Формирование экологического мировоззрения с помощью создания образов птиц родного края

Педагогика » Формирование экологического мировоззрения с помощью создания образов птиц родного края

Неблагоприятные стороны современной экологической ситуации, принявшей на сегодняшний день глобальный характер и характеризующейся часто необратимыми изменениями природы, связаны с тем, что экологический кризис - также кризис духовный. Путь к гармонизации положения лежит в глубокой нравственной перестройке всего человеческого образа жизни и поведения, его экологизации, переориентации человеческого мировосприятия на развитие диалоговых форм общения с природой - формировании эколого-ориентированного мировоззрения. Актуальность темы исследования определяется необходимостью более глубокого осмысления роли социокультурного наследия природопользования и взаимоотношений людей со средой обитания. Сохранение и возрождение сокровищ национальной культуры представляет одну из первостепенных задач работников школ и вузов. Использование социокультурного наследия России при формировании эколого-ориентированного мировоззрения школьников должны обеспечивать им доступ к культурным и нравственным ценностям общества, реализовывать взаимодействие учеников с другими субъектами образовательного процесса, способствовать рефлексии, формированию экологосберегающей жизненной позиции гражданина современного общества, иначе говоря, развитию экологической культуры учащихся.

Проблема формирования эколого-ориентированного мировоззрения актуальна для подросткового возраста, когда характерными чертами становления личности являются переоценка ценностей, выработка своего стиля поведения во взаимоотношениях с природой, окружающим миром.

Поскольку в подростковом возрасте происходит становление личности, осознание собственной значимости, именно в это время необходимо создать подросткам условия для формирования эколого-ориентированного мировоззрения, что будет способствовать проявлению на практике навыков природоохранной деятельности, положительной мотивации к получению объективных знаний о природе и потребности в освоении экологической культуры.

Передовые педагоги разных стран (А.С. Макаренко, B.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А. Дистервег, Я.А. Коменский, А. Любен, И.Г. Песталоцци и др.) оставили неизгладимый след в истории природоохранного воспитания учащихся, убедительно показав роль природы как фактора формирования личности человека. Активно разрабатывают разные аспекты экологического образования и воспитания отечественные ученые (А.Ю. Борисенко, Э.В. Гирусов, C.Н. Глазачев, Н.В. Добрецова, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Л.П. Салеева, В.В. Сериков, А.П. Сидельковский, Е.С. Сластенина, И.Т. Суравегина и др.).

Психолого-педагогическим проблемам формирования мировоззрения в процессе изучения мира природы посвящены работы - А.А. Бодалева, А.Я. Герда, М.В. Гусева, С.Д. Дерябо, Д.С. Ермакова, Е.Р. Карташевой, Н.Н. Марфенина, Н.Н. Моисеева, Ю.В. Олейникова, А.В. Олескина, Ю.М. Плюснина, В.А. Ясвина.

Новые подходы к решению проблем личностно-ориентированного образования, как особому виду образования, где абсолютной ценностью является сама личность в её самобытности и ценности, обоснованы в трудах Е.В. Бондаревской, В.И. Данильчука, В.В. Зайцева, Е.А. Крюковой, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова, Е.Н. Шиянова, И.С. Якиманской и др.

Несмотря на то, что концепция экологического образования базируется на необходимости формирования экологических ценностей, включения в общую систему образования знаний, умений и навыков, проблема исследования психолого-педагогических механизмов формирования эколого-ориентированного мировоззрения в подростковом возрасте остается недостаточно изученной. Такие важные аспекты эколого-ориентированного мировоззрения как структура, функции, условия, факторы и пути его формирования у подростков, не раскрыты в своих сущностных характеристиках. В формировании эколого-ориентированного мировоззрения недостаточно используются личностно ориентированные технологии и недооцениваются педагогические возможности социокультурного наследия России.

Исходя из необходимости разработки научных представлений об условиях и средствах построения процесса формирования у подростков эколого-ориентированного мировоззрения, с учетом социокультурного наследия, проблема исследования была определена следующим образом: каковы принципы формирования экологического мировоззрения подростков с помощью создания образов родного края? Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования - «Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения».

Объект исследования - формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения. Предмет исследования - процесс формирования эколого-ориентированного мировоззрения у подростков с помощью создания образов родного края.

Цель исследования - разработка научно-методических основ и принципов формирования у подростков эколого-ориентированного мировоззрения с помощью создания образов птиц родного края.

Гипотеза исследования - формирование эколого-ориентированного мировоззрения будет осуществляться более эффективно, если:

- будет рассматриваться как специальная цель педагогического процесса, представляющая динамически развивающуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов личности, основанных на объективных знаниях и понимании общекультурной ценности природы, определяющая личностные особенности, формирующая жизненные планы, моральные нормы, особенности процесса приобретения знаний и навыков, стратегии поведения, мотивы и потребности.

- процесс формирования у подростков эколого-ориентированного мировоззрения будет носить системный характер и выстраиваться с учетом его структуры, уровней развития и критериев сформированности;

- в качестве ведущего средства в процессе формирования эколого-ориентированного мировоззрения будет использоваться комплекс эколого-педагогических, личностно-развивающих ситуаций, направленных на формирование и стимулирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения, становление эколого-ориентированного личностного опыта участников учебно-воспитательного процесса в ходе решения ситуаций экологического характера;

- будут использоваться образы родного края, как образец экологической культуры и социо-культурного наследия.

В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущностные характеристики эколого-ориентированного мировоззрения.

2. Обосновать критерии сформированности эколого-ориентированного мировоззрения подростков, дать характеристику уровней развития в соответствии с ними.

3. Обосновать и экспериментально проверить систему средств формирования эколого-ориентированного мировоззрения у подростков, опираясь на процесс создания и использования образов птиц родного края.

4. Выявить основные дидактические условия формирования у подростков эколого-ориентированного мировоззрения.

Теоретико-методологической основой исследования являлись основные положения психологии личности и деятельностного подхода в психологии и педагогике (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн и др.); анализ особенностей мировоззрения в условиях поисков путей выхода из экологического кризиса (М.В. Гусев, Е.Р. Карташева, Н.Н. Марфенин, Н.Н. Моисеев, Ю.В. Олейников, А.В. Олескин, Ю.М. Плюснин); концептуальные положения теории экологического образования, формирования экологической культуры (В.П. Борисенков, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.С. Матрусов, И.Т. Суравегина, И.В. Цветкова и др.); концепция личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); концепции системно-целостного подхода к формированию личности в учебно-воспитательном процессе (Ю.К. Бабанский, Е.П. Белозерцев, В.В. Зайцев, В.С. Ильин, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев и др.).

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической, философской, экологической, социологической литературы по проблеме исследования с целью анализа основных понятий и категорий и изучения состояния исследуемой проблемы в науке и практике; экспериментально-диагностические - наблюдение, беседа, анкетирование, психодиагностика подростков; формирующий эксперимент - опытно-экспериментальная работа с целью апробации условий формирования эколого-ориентированного мировоззрения; методы корреляционного анализа и математическая обработка результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, их соответствием тенденциям развития современной педагогики и передовому педагогическому опыту, адекватностью используемых методов логике исследования; корректной теоретической разработкой и экспериментальной проверкой на практике основных положений; реальным положительным результатом в целостном педагогическом процессе; применением соответствующих предмету методов обработки данных, полученных в ходе эксперимента с опорой на инновационную практику.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дальнейшей разработке теории экологического образования применительно к формированию эколого-ориентированного мировоззрения. Раскрыты сущностные характеристики эколого-ориентированного мировоззрения у подростков как личностного образования, с одной стороны, представляющего динамически развивающуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов личности, основанных на объективных знаниях и понимании общекультурной ценности природы, с другой - определяющего личностные особенности, формирующего жизненные планы, моральные нормы, особенности процесса приобретения знаний и навыков, стратегии поведения, мотивы и потребности и проявляющегося в направленности жизнедеятельности человека и формировании его личности с позиций ценности природы.

Другие статьи:

Возрастные особенности формирования экологического мировоззрения у учащихся среднего возраста
Эколого-ориентированное мировоззрение - личностное образование, с одной стороны представляющее собой динамически развивающуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов личности, основанных на объективных знаниях и понимании общекультурной ценности при ...

Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте
Ведущая деятельность в этот период – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью ...

Разделы