Создание педагогических условий формирования экологического мировоззрения у учащихся среднего возраста

Педагогика » Формирование экологического мировоззрения с помощью создания образов птиц родного края » Создание педагогических условий формирования экологического мировоззрения у учащихся среднего возраста

Страница 1

Экологическое образование становится предметом интереса и действий международных организаций на самом высоком уровне. На глобальное, общечеловеческое значение экологического образования как главного средства конструктивного преобразования общественного и индивидуального отношения к природе указывается практически на всех международных форумах по проблемам среды. А многие из них посвящаются собственно экологическому образованию. Концепция экологического образования представлена, в частности, в материалах «Межправительственной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП» (Тбилиси, 1977 г.), была развита на Международном конгрессе «Тбилиси + 10» (Москва, 1987 г.). Она базируется на представлении о необходимости включения в общую систему образования знаний, умений и навыков, составляющих основы современной комплексной экологии. Несмотря на определенные различия в подходах к реализации экологического образования, большинством специалистов признается необходимость включать рассмотрение экологических проблем практически во все учебные программы: от философии и социологии до географии и этики.

В дискуссиях, касающихся обновления экологического образования, в основном сделан акцент на «технологических» проблемах и практически не затронут мировоззренческий аспект формирования отношения к природе. Но результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют об отсутствии связи между уровнем знаний подростков об окружающей среде и сознательном, ответственном экофильном отношении к природе. Более того, данные, полученные за последние годы, показывают, что положительно-нейтральное отношение к экологическим проблемам у подростков, в первую очередь у подростков, преобладает над положительно-заинтересованным. Непрагматические ценности имеют стабильно низкие показатели и среди них, такие как здоровье, экологическая обстановка, взаимоотношение с природой.

Тогда как для преодоления экологического кризиса необходимо партнерское отношение людей к окружающей их среде обитания, в том числе к живой природе. Для этого требуется, чтобы у человека имелась такая система представлений о мире, для которой характерны:

1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы;

2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;

3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Что должно проявляться в заботе каждого человека о:

1) сохранении благоприятной для всего живого окружающей среды;

2) охране природы во всем ее разнообразии и устойчивости биосферы.

И восприятие такого отношения подростками к природе и своей деятельности как морально-этической нормы.

Учащийся создает образ, модель окружающего мира в соответствии с возможностями своего сознания. Но влияние на природу идеологических установок общества, а также формирующихся в различных социально - природных условиях индивидуальных особенностей личности и их потребностей остается обычно вне внимания исследовательской проблемы «человек - природа». Одни из первых обратили внимание на эту проблему Р.К. Баландин, Л.Г. Бондарев.

Среда влияет на формирование мировоззрения человека в соответствии со своими особенностями. Характер окружающей человека природы за последние десятки тысячелетий во многом определялся преобразованиями, вносимыми человеком. Значит, в общественном сознании в той или иной форме запечатлены результаты преобразований природы, структура изменений биосферы. По принципу обратной связи мировоззрение человека входит составной частью в образ жизни и определяет ее особенности. Следовательно, главная проблема, которую должно решить экологическое образование, - это помощь в формировании такого мировоззрения, без которого реализация принципов партнерского отношения к природе невозможна.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Критерий отбора и результативности включения задач с экологическим содержанием
Математические задачи с экологическим содержанием могут быть классифицированы по: 1) содержимому признаку: • информационные задачи несущие определенную информацию, которая дает представление об объектах и явлениях, связанных с экологической наукой. • практиче ...

Протестантские школы
Протестантские школы были представлены кальвинистскими, лютерантскими и социниантскими учебными заведениями по имени основателей протестантских течений: француза Ж. Кальвина (1509–1564), немца М. Лютера (1483–1546), итальянского и польского теолога Ф. Социна, ...

Разделы