Методика обследования произносительной стороны речи глухих школьников

Педагогика » Особенности обследования произношения у глухих школьников 11-12 лет » Методика обследования произносительной стороны речи глухих школьников

В качестве методики обследования мы использовали рекомендации Фомичевой М.Ф., Кузьмичевой Е.П., Слезиной Н.Ф. Остановимся на описании данной методики.

В ходе обследования детям предлагаются таблицы слов. Задание выполняется с использованием ЗУА (индивидуальных слуховых аппаратов).

Обследование произношения проводится следующим образом: ребенку предъявляется таблица с набором слов на различные звуки, дается инструкция: «Прочитай слова».

Аффрикаты: ч, ц

Ц - заяц, цапля, цыпленок, овца.

Ч - кирпич, ручка, пчела, черепаха.

Соноры: р, л, м, н

Р - рак, груша, ведро мухомор.

Л - лампа, молоток, белка, футбол.

М - мороз, мишка, камин, ком.

Н – носок, банан, кулон, нитка.

Свистящие: с, з

С - собака, слон, бусы, миска, пылесос.

3 - зайка, звонок, азбука, мимоза

Шипящие: ж, ш, щ

Ш - шашки, шляпа, кошка, карандаш.

Ж - жук, медвежонок, снежинка, рожь.

Щ - щенок, овощи, ящерица, скорая помощь.

Заднеязычные: к, г, х

К - кошка, кино, показ, брелок.

Г - голубь, вагон, попугай, порог.

Х - хвоя, пехота, монах.

Оппозиционные: б, п, д, т, в, ф

Б - батон, бабочка, букет, бубен.

П - пихта, поле, капот, потоп.

Д - дым, дудочка, удочка, лебеди.

Т - торт, тир, мотор, пират.

В - вата, волк, сова, павлин.

Ф - фонарь, филин, кофе, тариф.

Йотированные: й, я, е, ё, ю, и

Й - йогурт, лейка, воробей.

Я - ягода, одеяло, маяк, свинья.

Е - ежевика, наездник, платье.

Ё - ёжик, клеёнка, бельё, ружьё.

Ю - юбка, юла, юрта.

И - ирис, качели, калитка.

Гласные: а, о, у, э, ы

А - апельсин, малина.

О - овечка, окно.

У - улитка, пушка.

Э - экскаватор.

Ы – пышка, мартышка.

Результаты мы отметили в таблице «Состояние произношения учащихся 5го класса».

Условные обозначения:

1. Если сбоку от гласного указана дополнительно еще одна буква, это значит, что ученик произносит звук не чисто, с оттенком, который и указывает дополнительный знак. Например, иэ - значит, и звучит с оттенком э;

оу - о произносится слишком узко, что сближает этот гласный с у.

2. Волнистая черта над буквой указывает на носовое (гнусавое) произношение звука. Например а̃, о̃, и̃ - значит, эти звуки произносятся гнусаво.

3. Черточка вверх сбоку от буквы означает повышение голоса при произношении звуки. Например у`, м`, при произношении этих звуков ученик повышаёт голос.

4. Значок ˩ означает переднюю артикуляцию звука.

Например, о˩ значит, ученик произносит о при неправильном положении языка — язык передвинут вперед, к зубам, в результате чего о звучит неправильно, как ӧ (умляутное о в немецком языке).

5. Твердый знак вверху сбоку от согласного означает призвук, сопутствующий произнесению этого согласного. Например, пъ - значит, что ученик слово суп произносит как супы или супе.

6. Значок над буквой с̊ показывает лабиализацию — выдвижение губ вперед.

7. Обозначения:

а) сон. - определяет дефект, называемый сонантностью, то есть замену согласного гласным звуком типа и или ы, в результате чего, например, слово кошка звучит как «коика»;

б) бок. - боковая артикуляция звука, то есть такая артикуляция, когда воздух неправильно проходит по бокам языка;

в) щечн. - щечные ш, ж;

г) губ.-зуб. - губно-зубное п, б (ф и в с прикушенной нижней губой, в результате чего слово Вова звучит как «боба»);

д) м/з — межзубная артикуляция.

Если ученик произносит звук по-разному, например, в одних словах м произносится правильно, а в других — неправильно (например, мама, но «самболет»), то в протоколе так и надо отметить, обведя кружком и м и мб и т.д.

Описанную методику мы предлагаем использовать для обследования произносительной стороны речи.

Другие статьи:

Состояние произносительной стороны речи глухих школьников 11 – 12 лет
Обследование проводилось на базе школы-интерната I вида № 10. В нем участвовали 6 человек - учеников 5а класса (Диана Т., Саша М., Саша Л., Яна Я., Азат Х., Маша К.). При изучении состояния произносительной стороны речи мы основывались на рекомендациях Фомиче ...

Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются устной и письменной речью. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь – «думанье»), которая позволяет ...

Разделы