Анализ организации неурочной учебной деятельности учащихся

Педагогика » Неурочные формы организации обучения » Анализ организации неурочной учебной деятельности учащихся

Страница 1

Образовательный процесс современной школы характеризуется плюрализмом разнообразных способов организации и форм обучения.

Под формой обучения понимается целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма - установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо.

Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. В методиках преподавания различных предметов на протяжении многих десятилетий исторически установились многообразные формы учебной работы. В дополнение к основной форме преподавания предметов учебного плана – уроку - в практике школ складывались другие формы учебной работы с учащимися, реализуемые в системе неурочной учебной деятельности.

Создание в современной школе самостоятельной структуры, реализующей все многообразие неурочной учебной деятельности, обеспечивает сближение основного и неурочного образования. Сегодня неурочные формы организации обучения - это важная часть образовательного процесса современной школы.

Включение неурочных форм в образовательный процесс современной школы содержательно учитывает преобразования, произошедшие в нем, связанные с изменением парадигмы школьного образования Полнота образования в условиях современного социума не может быть обеспечена лишь одной из форм обучения, поэтому концепция взаимодополняемости как расширение образовательных ресурсов может обеспечить полноценное развитие базовых способностей растущего человека.

Возникшие вначале как необязательные внеклассные и внешкольные занятия и экскурсии постепенно стали включаться в качестве непременных компонентов учебно-воспитательного процесса при определенном тяготении их к уроку как центру.

Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская говорят о «системе форм преподавания», подчеркивая, что «преподавание . успешно только в том случае, если работа учителя с учащимися во всех ее формах представляет целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве . понятия, диалектико-материалистическое мировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы». По мнению этих исследователей, форма преподавания - это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения (в классе, в природе и т.п.). Авторы считают, что в методически правильно организованном процессе преподавания все формы обучения взаимосвязаны с основной формой - уроком, помогая развивать предметные понятия, мировоззрение, мышление и практические умения.

Попытки систематизировать различные формы обучения, реализуемые в образовательном процессе школы, предпринимались многими исследователями в области педагогики. Основные принципы классификации различных форм обучения в советской школе устанавливаются в 60-е годы двадцатого столетия. Наиболее полно они нашли свое отражение в классификации, предложенной Н.М. Верзилиным и В.М. Корсунской в учебнике для студентов «Общая методика преподавания биологии», вышедшем в 1983 году.

Г.М. Муртазин, характеризуя систему внеурочной работы, перечисляет такие ее формы как внеклассные занятия (индивидуальная работа в кабинете, кружки, вечера, олимпиады), факультативные занятия, ролевые игры, экскурсии и другие. Вместе с тем, он отмечает, что кружковые или факультативные занятия быстро разваливаются, если они лишены исследовательского, частично-поискового методов и других самостоятельных творческих работ учащихся по интересам.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
Психологические особенности личности учителя с демократическим педагогическим стилем Наиболее выраженное качество в личности учителя с демократическим стилем общения – это уверенность в себе. Такой педагог уважает себя и своих учеников. Он убежден в собственн ...

Теоретические основы проблемы процесса музыкально-эстетического развития подростков
Для того чтобы определить как в широком смысле понимается термин «музыкальная субкультура» и какое значение она имеет в музыкально-эстетическом развитии подростка, необходимо для начала понять что такое культура и как из этого определения сформировался новый ...

Разделы